Суть проблемы. ВИЧ/СПИД (вирус иммунодефицита человека/синдром приобретённого иммунодефицита; СПИД является последней стадией ВИЧ-инфекции) — пока неизлечимое инфекционное заболевание, передающееся в основном при сексуальных контактах и инъекциях нестерильным инструментом, при отсутствии медицинской помощи в подавляющем большинстве случаев через 8-10-12 лет после заражения приводящее к разрушению иммунитета и к смерти от различных оппортунистических инфекций (неопасных для людей с нормальным иммунитетом). Современные методы лечения могут задержать развитие болезни на десятки лет и позволяют ВИЧ-инфицированным вести практически нормальный образ жизни, однако они являются очень дорогостоящими и представляют собой серьёзную нагрузку на государственный бюджет. Опасность усугубляется тем, что в течение нескольких лет у человека может не быть никаких клинических симптомов, он может не знать о своей болезни и заражать других. В настоящее время в России распространение ВИЧ приобрело характер эпидемии, его темпы являются одними из самых высоких в мире. В России только официально зарегистрировано около 930 тыс. инфицированных, ожидается, что к концу 2017 года их число может достигнуть миллиона.
Причины: Широкое распространение наркотиков и пропаганда беспорядочных половых связей в 90-е годы внесли заметный вклад в распространённость ВИЧ в России: до сих пор уровень распространённости ВИЧ выше в тех регионах, где на начало 2000-х годов был выше уровень потребления инъекционных наркотиков. Низкий уровень информированности населения о болезни из-за вытеснения этого страха другими страхами из сознания людей. На ТВ в основном обсуждаются внешнеполитические проблемы, внутренним проблемам, в том числе ВИЧ уделяется меньше внимания. А люди не могут бояться всего одновременно и одинаково сильно. Недооценка масштабов проблемы и опасности, угрожающей каждому при рискованном поведении; широко распространено и в наши дни представление о СПИДе как о болезни наркоманов, проституток и гомосексуалов (хотя эти группы населения действительно способствовали первоначальному распространению вируса, сейчас болезнь давно уже распространилась за их границы; в 2017 году основной путь заражения ВИЧ в России — гетеросексуальные половые контакты, в первом полугодии 2017 года на этот путь пришлось 52,2 % заражений, тогда как на инъекции наркотиков нестерильным инструментов — 46,6 %, а на гомосексуальные контакты — лишь 1,9 %. Отрицательное отношение значительной части общества к мерам, которые могли бы снизить темпы распространения вируса (например, пропаганда обязательного использования презервативов при сексуальных контактах с людьми, чей ВИЧ-статус достоверно не известен; раздача бесплатных одноразовых шприцов и презервативов наркоманам). Деятельность ВИЧ-диссидентов — людей, считающих что СПИДа в действительности якобы не существует (или, по крайней мере, его вызывает не ВИЧ, а другие причины, например, сами антивирусные препараты), «миф о СПИДе» якобы был создан фармацевтическими компаниями для получения сверхприбылей, тесты на ВИЧ недостоверны и т. п. Под влиянием пропаганды ВИЧ-диссидентов в интернете и некоторых печатных изданиях инфицированные могут отказываться от лечения самих себя или своих детей, что приводит к печальным последствиям. Подробнее о деятельности ВИЧ-диссидентов и о её последствиях: .
Негативные тенденции: Сокращение финансирования программ борьбы с ВИЧ, закупок антивирусных препаратов.
Позитивные тенденции: По сравнению с 80-90 годами XX века резко упало значение медицинского пути передачи ВИЧ (через нестерильные инструменты в медицинских учреждениях). Если в конце 80-х годов в СССР одноразовые шприцы были большим дефицитом, что иногда приводило к массовым заражениям людей в больницах (как, например, в Элисте в 1988 году), то сейчас никакой проблемы с наличием одноразовых шпприцов нет.
Что делать дальше?: Необходимо существенно, на начальном этапе как минимум в два раза наращивать финансирование мер по профилактике ВИЧ и поддержке уже зараженных ВИЧ. Так как необходимо заместить средства выделяемые нам ранее международным сообществом, когда Россия еще считалась бедной страной. К сожалению, это все равно не вернет опыт международных организаций по борьбе с ВИЧ. Так как они не только выделяли деньги, но и контролировали и направляли программы борьбы с ВИЧ тех НКО, которым выделяли деньги и были готовы без предубеждений и предрассудков работать с самыми трудными группами населения. На каком-то этапе этим НКО удалось снизить темпы распространения ВИЧ в России, так же как это было сделано во многих других странах, в том числе беднейших странах Африки.
Однако слова о наращивании финансирования так и останутся просто словами если не будет параллельного призыва к сокращению финансирования каких-то других областей. Например, обороны, безопасности и некоторых других, затраты на которые в абсолютных цифрах и в доле в ВВП страны были увеличены в несколько раз с 2011 года.
Необходимо разумно и реалистично отнестись к угрозам и расходам на них, трезво и без ненужных эмоций. На борьбу с терроризмом тратится в десятки раз больше средств чем на борьбу с ВИЧ. В то же время реально число жертв терроризма никогда не превышает 1000 человек в год. А число жертв СПИДа исчисляется десятками тысяч погибших и сотней тысяч зараженных каждый год. И эти цифры растут. Несмотря на высокие лоббисткие возможности спец. служб по получению дополнительных денег на борьбу с терроризмом необходимо проявить государственный подход и сократить им финансирование в пользу более приоритетных задач.
Борьба с ВИЧ существенно, на два порядка важнее для общества чем борьба с терроризмом, поэтому финансирование борьбы с терроризмом как минимум не должно увеличиваться в том числе за счет средств борьбы с ВИЧ как это происходит сейчас. Наоборот, средства должны перераспределятся от борьбы с терроризмом в сторону существенно более серьезных проблем.
Пропаганду ВИЧ-диссидентства необходимо запретить как общественно опасную, приводящую к тяжёлым последствиям. Одновременно необходимо широко распространять правдивую информацию о ВИЧ/СПИДе, в том числе через систему образования. В частности, необходимо широко информировать о путях передачи ВИЧ, о возможностях по выявлению и лечению этой инфекции, а также о том, что ВИЧ-инфицированные не опасны для окружающих, если не вступать с ними в сексуальные контакты и не употреблять внутривенные наркотики с использованием одного и того же инструмента.
Распространение гепатита С
Говорить об эпидемии гепатита С в России начали на рубеже веков - в 1999-2000 годах. Тогда действительно можно было отметить большой уровень инфиксации гепатитами, что вполне сопоставимо с понятием эпидемии. Однако, на сегодняшний день прошло всего лишь 15-17 лет после былой вспышки и врачи все чаще начинают диагностировать хронические формы гепатитов. Это нельзя назвать эпидемией, но и закрывать глаза на существующую проблему тоже не возможно. Соответственно, в нашей стране все не настолько опасно, как может показаться на первый взгляд.