О фильме "Девчата" написаны уже тысячи и тысячи статей, перебраны все его герои, отношения между ними, сюжетные линии и прочее, и прочее, и прочее. Но почему-то до сих пор был обойден вниманием один момент, который мне представляется крайне важным для понимания того, насколько сказочной и нереальной является вся рассказанная в фильме романтическая история.
Предвижу, что любители советского кино начнут кидаться тапками, но давайте обратимся к сути рассказанного с экрана режиссером Юрием Чулюкиным и прекрасными советскими артистами. А суть такова: есть таежный поселок лесорубов. Ок, это факт, их было немало в СССР. Там был очень неустроенный быт, нам его показывают. Это факт? Факт. И там жили замечательные и очень правильные представительницы прекрасного пола, с единичными вкраплениями женщин неправильных (вроде Анфисы-связистки). Скажете, тоже факт? Нет, и я постараюсь вам это доказать.
Начнем с того, и это могут многие подтвердить, что ехали в такую глухомань женщины, как правило, с не очень устроенной личной жизнью, не отягощенные большим интеллектом и образованием. По распределению, безусловно, направляли тоже, но на такие "кулички" никто из девушек-комсомолок не стремился и поэтому всеми правдами-неправдами они пытались избежать такой судьбы, поэтому доезжали туда только самые неудачницы, не сумевшие отделаться от такого "подарка партии".
В свое время, журналистская доля свела меня с человеком, который в советское время отпахал практически на всех ударных стройках и проектах СССР начиная с конца 50-х годов. Целина, Сибирь, БАМ - чего только не было в его удивительной и насыщенной биографии. Человек он был легкий на подъем, бывший детдомовец, потерявший родителей в войну, провел детство в разных детдомах, откуда вышел совершеннолетним только в 1957 году.
Он много рассказывал мне о быте, отношениях между людьми на ударных стройках тех времен. Так вот все сказки о глубоко моральных строителях коммунизма можете смело выкинуть в мусорку (отдельные единичные исключения только подтверждают правило). Женщины в подобных местах отдавались легко и охотно, часто меняли партнеров (равно как и представители сильной половины человечества), устойчивые браки были большой редкостью. Разумеется, попадались отдельные высокоморальные индивиды, но в суровых условиях быта советских гранд-проектов долго они не продерживались и всеми правдами-неправдами сваливали обратно, на Большую землю))
Как-то в беседе с ним мы разговорились о том, как жилось в советских детдомах. Разговаривали о быте, питании, тамошних нравах. Скажу честно: многое из услышанного для меня стало откровенным шоком. "Республика ШКИД" на этом фоне казалась курортным раем и санаторием для партработников. И вот среди прочего, мой знакомый упомянул фильм "Девчата".
-Знаешь, что меня больше всего раздражает в этом фильме? Тоська. Нет, остальные тоже играют дурочек, ни одна из которых, кроме Анфиски, там не выжила бы, Верка так особенно. Вот Анфиска - да, реальная деваха со стройки, там таких было большинство. Но вот Тоська - это полный вывих мозга. Пойми одну простую вещь: она - детдомовская. Это тогда как диагноз было. Она в детдоме прошла бы через таааааакое (вспомни, что она про "темную" говорила, в это верю, сам в них участвовал), что ни о каких высоких "моралях" там и говорить не приходилось. Лет с 13-14, а то и раньше, регулярно ее пользовали (первоисточник использовал мат, но мы же на Дзене)) - авт.) бы все, кому не лень. Там ад такой творился, в наших детдомах, мне кошмары до сих пор по ночам снятся, хоть и старик уже.
Скажу откровенно: многое из его шокирующих воспоминаний про детдома, мне, начинающему в конце 90-х журналисту, показалось тогда не слишком достоверным и реальным, хотя и не верить ему причин не было. Но недавно мне попалась на глаза публикация в одном издании, где были приведены документально зафиксированные факты, которые, увы, подтвердили все то, что рассказал мне этот старик. Даже более: многое из его рассказов было и вполовину не таким страшным. Кому интересно - вот ссылка.
Так что, как это не печально, девчёнка-повариха Тося могла быть такой нецелованной недотрогой только в бурном воображении автора сценария фильма Бориса Бедного и советских цензоров.