Найти тему
Океан Между Нот

Музыка "по Фрейду"

Ночью в комнате был один большой и другой измятый жираф, и большой поднял крик, потому что я отнял у него измятого. Потом он перестал кричать, а потом я сел на измятого жирафа.
Зигмунд Фрейд. Анализ фобии пятилетнего мальчика.

Действие первой сцены оперы "Тангейзер" Рихарда Вагнера происходит в необычайно роскошных чертогах Венеры.

Нимфы, Вакханки и Сирены устраивают в нём разгульную сумятицу с Сатирами и Фавнами. Только вмешательство Амуров и Граций, пославших в эту толпу обезумевших от радости персонажей несметное количество стрел, прекращает очередную вакханалию.

Для уставшего отдыхать Генриха Тангейзера богиня любви поёт свою проникновенную арию:

Взгляни, нас манит грот услады, –
там розы алый запах льют;
там сами боги были б рады
найти для тайных ласк приют …
Покоясь на пуховом ложе,
ты можешь там со мной уснуть;
зефир чело твоё обвеет
и сладкий жар проникнет в грудь …

По ходу действия глупый рыцарь в поисках мифического счастья покидает это райское место, но не в силах его позабыть. Во втором акте он откровенно провозглашает, повергая в шок пуританскую публику, что сущность любви знает лишь тот, кто хоть раз побывал в гроте Венеры:

Блажен, чьи руки твой покров срывали, –
восторг любви изведал только тот!
Мне жаль вас, – вы любви ещё не знали!
Скорей, – все, все туда, в Венерин грот!

И не поспоришь.

В антураже другой пещеры происходят события первого акта оперы "Зигфрид". Это рабочее место карлика-кузнеца Миме, который тщетно пытается выковать достойный меч для возмужавшего сына Зигмунда и Зиглинды. Его прежние попытки оказались неудачными, потому как карлик труслив от природы.

Легендарный меч - Нотунг - может выковать только тот, кому неизвестно чувство страха. Им оказывается Зигфрид, который быстро овладевает кузнечным искусством, и с бодрой песней приступает к делу.

Я в воду лью огня поток: он, рассердясь, гневно шипит!
Так жгуче он тёк, но в струях воды вдруг он затих:
сталь стала тверда, гордо застыл клинок!
Кровь согреет вскоре тебя!

Затем он засовывает заготовку в раскалённые угли, раздувает меха и продолжает работу.

Меч получился - что надо.

Нотунг! Нотунг! Доблестный меч! Вот вставлен ты вновь в рукоять!

Первой "жертвой" меча становится подвернувшаяся под руку наковальня. Зигфрид одним ударом раскалывает её пополам.

Зигфрид радуется своему мечу
Зигфрид радуется своему мечу

Другой персонаж тетралогии "Кольцо нибелунга" - Вотан - предпочитает копьё, которое по сути противопоставляется мечам. Во второй части эпопеи (опера "Валькирия") Вотан подставляет своё копьё под удар меча Зигмунда:

Пади пред копьём!
В осколки твой меч!

Тем самым он обезоруживает героя, давая возможность Хундингу расправиться с ним. Остатки меча спасают женщины - Брунгильда и Зиглинда. Именно из этих осколков Зигфрид куёт свой меч.

В "Зигфриде" Вотан появляется в виде Странника. Копьё при нём, ибо они неразлучимы, но использует он его только как посох, позволяя Зигфриду разбить его свежевыкованным мечом.

В этот раз Меч побеждает Копьё, хотя оно и длиннее.

Раз уж всплыл посох, то вернусь назад к "Тангейзеру". Там он тоже фигурирует и принадлежит Папе Римскому, к которому рыцарь-стихоплёт пришёл за прощением. Святой отец высокомерно отвергает его покаяния:

Ты страсть безбожную вкусил,
и ад твою сжигает грудь;
ты у Венеры в гроте жил, –
за то навеки проклят будь!
Как на жезле в руке моей
вновь зелень листьев не взойдёт,
так и в огне твоих страстей
спасенья цвет не расцветёт!

Получив такой отказ, Тангейзер становится наконец на правильный путь возвращения к прежнему образу жизни. И Венера тут как тут:

Я твой побег простить готова,
за то, что вспомнил ты мой грот!
Навек останься здесь со мною, –
источник счастья здесь течёт!

А что произошло дальше, и отчего прежде безжизненный посох Папы Римского вдруг пустил ростки и зазеленел молодой листвой, вы узнаете ... самостоятельно.

С меня традиционная несмешная байка:

Во время представления оперы Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры" дирижёр Ханс Кнаппертсбуш заметил, что один из фаготистов не издаёт ни звука.
В антракте он подозвал музыканта, чтобы сделать выговор. Обвиняемый ответил:
- Господин дирижёр, я сегодня праздновал свою серебряную свадьбу и всё ещё пьян. Благодарите бога, что я никуда не дую.
И пошатываясь вернулся на своё место.

Каталог всех публикаций канала.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!