29 мая на АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (АО "НТЭК"), принадлежащей компании "Норильский никель", произошёл разлив топлива. Общий объем утечки составил 21 000 тонн. Ситуация постепенно развивалась и дошла до президента страны.
Как произошло.
29 мая 2020 г. произошла утечка дизельного топлива на ТЭЦ-3 АО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" в Норильске. Изначально вышла информация, что в хранилище нефтепродуктов врезался автомобиль, с последующим возгоранием, но скоро информация обновилась, стало ясно, что было повреждено хранилище нефтепродуктов, в результате чего произошел разлив топлива и загорелся проезжавший мимо автомобиль. Водитель не пострадал. Повреждение хранилища произошло в результате таяния зоны мерзлоты, в результате чего пошло проседание опор и произошел разрыв дна емкости.
Принимаемые действия.
Глава МЧС Евгений Зиничев сообщил, что информация о ЧП поступила в ведомство только спустя два дня. Президент поручил провести необходимую проверку действий в правоохранительные органы. Предстоит выяснить, были ли соблюдены нормативы по информированию властей и экстренных служб.
Действия АО "НТЭК" выглядят адекватно ситуации. Сообщение об утечке топлива от диспетчера поступило в адрес управления ГОиЧС администрации Норильска в тот же день 29 мая в 12:55 по местному времени (8:55 мск), спустя две минуты эту информацию подтвердили на ТЭЦ. В объединенное диспетчерское управление Сибири она поступила в 13:08 (9:08 мск), в Минэнерго РФ — в 13:20 (9:20 мск), в САЦ СО ЕЭС в Москве — в 13:49 (9:49 мск). Приказ Норильской топливно-энергетической компании о введении режима чрезвычайной ситуации доведен до властей Норильска в 18:40 29 мая (14:40 мск) (www.kommersant.ru).
Была введена в действие программа действий в случае ситуаций утечки топлива. Но оказалось, что данная программа не предусматривает попадания топлива в воду.
29 мая сотрудники Росприроднадзора начали рейдовые мероприятия, произведен осмотр места происшествия и начат осмотр водных объектов.
31 мая был объявлен межмуниципальный характер чрезвычайной ситуации. На место вылетел вице-премьер правительства Красноярского края.
1 июня в аэропорт Норильска прибыло спасательное формирование ФГБУ «Морская спасательная служба» от Минтранса России, с 8 тоннами груза.
На помощь по линии Минтранса России через пол страны также прибыла морская спасательная служба города Мурманска. Она оказывает существенную помощь в ликвидации последствий произошедшего события.
Также ожидается прибытие спасательной группы «Газпром нефти».
3 июня на совещании по линии с президентом было решено признать данное происшествие чрезвычайной ситуацией федерального характера.
На 5 мая 2020 г. на ликвидации последствий задействовано уже 470 человек и 120 единиц техники (russian.rt).
Говоря об уголовных процессах, возбуждено три уголовных дела по ст. 254 УК РФ «Порча земли», ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и ст. 250 УК РФ «Загрязнение вод».
Суд арестовал начальника цеха ТЭЦ-3 Вячеслава Старостина по уголовному делу о разливе топлива. Срок ареста установлен до 31 июля 2020 г. Пока он отказывается от дачи показаний.
Последствия для компании.
Для самой компании пока сложно предсказать полностью последствия. В экономическом плане она, конечно, заплатит штрафы, произойдут определенные кадровые перестановки, затраты на устранение последствий ЧС также во многом лягут на нее. Уже говорится о десятках миллиардов ущерба для экологии.
Экологические последствия.
Вытекла 21 000 тонн топлива. Из них в воду попало 15 000 тонн ( по данным Росприроднадзора). На настоящий момент собрано около 200 тонн нефтепродуктов (kommersant.ru). Также собирается поврежденный грунт.
Утечка топлива произошла в акватории рек Далдыкан и Амбарная. В этих реках нет водозабора, что облегчает ситуацию. Но в этих местах отсутствует судоходство и нет дорог. Фактически это порядка 20 километров бездорожья. Это вызывает определенные трудности с ликвидацией последствий. Реки Далдыкан и Амбарная впадают в озеро Пясино, из которого берет свое начало река Пясина. Она, в свою очередь, впадает в Карское море. Так что последствия могут не ограничиться только этими двумя реками. Отмечается, что уже удалось локализовать место разлива дизтоплива (www.tvc.ru).
Пока предполагается для утилизации использовать сжигание топлива. Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин высказался против такого решения. Специалистами установлено шесть боновых заграждений протяжённостью 950 м. Приходит информация, что часть дизельного топлива проходит под бонами, и уходит в озеро (www.kommersant.ru). К тому же бензол, толуол, этилбензол и ксилол, наиболее токсичные компоненты, входящие в дизельное топливо, лучше всего растворяются в воде и не могут быть собраны бонами.
По данным прокуратуры, площадь загрязнения на 5 мая 2020 г. составила 180 000 кв. м. «Гринпис России» уже обратился к Михаилу Мишустину с просьбой поручить Росприроднадзору и Ростехнадзору провести внеплановую проверку на всех объектах в Арктике, содержащих значительное количество нефти или нефтепродуктов. Сейчас данный вопрос прорабатывается. Отмечается, что если бы разлив топлива произошел в средней полосе, то нефть разложилась бы за 3–4 года, поскольку это природный продукт, поэтому катастрофических последствий может не быть (iz.ru). В любом случае нефть содержит ядовитые соединения, что представляет опасность для экологии и окружающей среды.
Другие крупные аварии.
На море:
- В мире уже происходила подобная авария. При аварии с танкером Exxon на Аляске 23 марта 1989 года вытекло порядка 36 000 тонн нефтепродуктов. Танкер "Эксон Вальдес" (Exxon Valdez), принадлежавший компании Exxon Shipping Company, налетел на риф в проливе Принца Вильгельма у побережья Аляски, в результате произошел крупный разлив нефти. Образовалось пятно в 28 тысяч квадратных километров. Суд обязал компанию выплатить 507,5 млн долларов.
- Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon произошел 20 апреля 2010 года. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров. В результате разлива нефти было загрязнено 1770 километров побережья, был введён запрет на рыбную ловлю, для промысла были закрыты более трети всей акватории Мексиканского залива.
За второй квартал 2010 года убыток British Petroleum составил 17 150 000 000 долларов (Википедия). К 2016 году общая сумма затрат компании на устранение последствий аварии превысила $ 56 млрд (tass.ru).
На суше:
- 14 марта 1910 года произошел разлив нефти в Калифорнии (округ Керн). На участке компании The Lakeview Oil Company в результате аварии было разлито свыше 1,2 млн тонн нефти. близлежащее озеро Буэна-Виста затронуто не было.
- В Узбекистане на месторождении Мингбулак в Ферганской долине в результате взрыва было разлито свыше 285 тыс. тонн. Произошло это 2 марта 1992 года. Скважина горела 2 месяца.
- 1 августа 1980 года в 800 км к юго-востоку от ливийской столицы Триполи произошла авария на скважине D-103. В результате происшествия в пустыне было разлито 144 тыс. тонн нефти.