Уже более двух месяцев коронавирусная инфекция распространяется по нашей стране. Прямо, или косвенно она затронула всех без исключения людей. Наверное, многим хотелось бы узнать, как долго будут продолжаться коронавирусная инфекция и принятые в связи с ней меры? Регулярно публикуются подробные статистические данные, позволяющие делать прогнозы. Создаются математические модели и компьютерные программы, дающие возможность делать численные оценки.
Возможности есть, данные публикуются, а прогнозы – нет, и связано это с тем, что прогнозные расчеты – исключительно ненадежны и неточны. При прогнозировании легко ошибиться в несколько раз, особенно в столь важной и сложной сфере, как эпидемиология, и это объективный фактор, а не проявление чьего-то неумения и низкой квалификации.
Если специалист высокого класса, занимающий ответственный пост, публично делает какое-то утверждение, к его мнению будут внимательно прислушиваться и, исходя из него, принимать определенные решения. Спросим себя, может ли авторитетный человек рисковать своей репутацией, прекрасно сознавая, что его прогнозы по объективным причинам недостоверны, и что против воли он введет людей в заблуждение? Приведем красноречивый пример.
Директор института общественного здоровья им. Ф.Ф. Эрисмана, заведующий кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Главный эпидемиолог Министерства здравоохранения, академик РАН Николай Брико дал «Парламентской газете» эксклюзивное интервью. Прозвучал вопрос: «Николай Иванович, в середине апреля учёные давали прогноз, что на пик эпидемии коронавируса Россия выйдет в начале мая, затем, где-то с середины мая выйдет на плато. Наступило начало мая, и хотелось бы понять — на какой стадии эпидемии мы находимся?»
Академик ответил: «Высказывалось несколько прогнозов о развитии эпидемии коронавирусной инфекции. В основном они касаются сроков наступления пика заболеваемости и прохождения периода стабилизации высокого уровня заболеваемости. Один из них примерно такой, как вы сказали».
Как видим, в середине мая эпидемия на плато не вышла, что говорит о невысокой надежности сделанных прогнозов. Именно поэтому, столь высокопоставленный и хорошо осведомленный человек, как Главный эпидемиолог МЗ РФ, дал столь расплывчатый ответ, не назвав ни одной конкретной цифры.
Очевидно, что чем меньше накоплено информации, и чем длительнее период, в течение которого развивается интересующий процесс, тем менее надежен прогноз. Ну, а чем больше накоплено информации, и чем короче период, тем прогноз более достоверен.
Можно провести сравнение. Предположим, что соревнуются два стрелка, один стреляет в мишень из пистолета с большого расстояния, а второй – из винтовки с малого. Очевидно, кто победит. Так и с прогнозированием. Конечно, желательно получить прогноз заблаговременно, но, если статистических данных немного, а прогнозируемый период продолжительный, то расчеты не могут дать точного результата. Если же накоплен большой объем данных и прогнозируемый период сравнительно короткий, то и точность расчетов будет достаточной, чтобы делать более-менее достоверные выводы.
Начиная со второго апреля, когда был введен режим самоизоляции, мы провели большую серию расчетов. Мы искали максимальное количество, которого может достигнуть число заболевших и дату, когда максимум будет достигнут, и, начиная с которой, коронавирусная инфекция пойдет на спад. Согласно расчетам, опирающимся на статистические данные за апрель, май и первые числа июня, максимальное число заболевших составит 230-240 тысяч человек, и максимум будет достигнут в самом начале июня. Подчеркнем, что наши расчеты, хотя они опираются на большой накопленный статистический материал, носят приближенный характер.
Медицинской науке давно известно, что в процессе развития вирусного заболевания активность вируса снижается, со временем вирус становится все менее заразным и опасным. Это можно объяснить так. Если сильный вирус вызовет смерть своего носителя, то он вместе с ним закончит свой жизненный цикл. Если же носитель выздоровеет, то есть победит вирус, то он его ослабит. Следовательно, вирус подвержен отрицательному отбору.
Простая обработка исходной статистической информации о распространении заболевания дает возможность подтвердить этот широко известный факт.
Конечно, количество заболевших с каждым днем растет, пока не достигнет максимума. В начале распространения заболевания больных сравнительно немного, соответственно и ежедневный прирост невелик. С течением времени, больных становится все больше и больше, их уже не тысячи, а десятки тысяч, растет и ежедневный прирост, который больше, чем в первые дни. Это очевидно, поэтому их прямое сравнение не дает ничего интересного. Но, если мы поделим прирост на текущее количество заболевших, то получим параметр, характеризующий скорость нарастания количества больных. Поскольку количество заболевших меняется случайным образом, то и этот параметр меняется случайным образом, но со временем он становится все меньше и меньше. Это наглядно демонстрирует линия тренда на представленном ниже рисунке.
Если в начале апреля скорость нарастания количества больных составляла 0,15-0,20 в день, то в конце мая опустилась практически до нуля, то есть за два месяца упала в несколько десятков раз. Это является иллюстрацией того факта, что вирус со временем становится все менее и менее опасным.
Хотя активность вируса резко упала, число вновь заболевших по-прежнему остается большим. Это обусловлено тем, что число больных со второй половины мая превосходит 200 тысяч человек, а 1 июня достигла 234 146 человек, поэтому от этого большого количества заражается сравнительно много людей, но их заболевание протекает легче, чем у тех, кто его перенес в начале эпидемии.
В 20-х числах мая количество заболевших стало сокращаться, и заболеваемость стала отрицательной, затем она несколько увеличилась, в июне вновь стала отрицательной. Возможно, это объясняется статистическими колебаниями, но как бы то ни было, заболевание еще не закончилось, и с ним надо продолжать бороться. Как известно, сложные явления, к которым, без сомнения, относится коронавирусная инфекция, быстрее и эффективнее преодолеваются комплексом хорошо продуманных, спланированных и сбалансированных разнообразных мер.
В указанном выше интервью академик Н.И. Брико отметил: «Конечно, большое значение имеют такие способы поддержания неспецифической резистентности организма к инфекции, как поддержание здорового образа жизни, правильное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек, правильный распорядок дня».
Очень кратко и очень содержательно Главный эпидемиолог МЗ сформулировал один из самых эффективных и надежных способов поддержания на высоком уровне сопротивляемости организма, его иммунитета.
Сейчас Роспотребнадзор принял ряд решений, смягчающих уровень самоизоляции. Учитывая утверждение столь авторитетного специалиста, как академик Н.И. Брико, приведенные выше факты об ослаблении вируса, а также наступившее летнее время, будем надеяться, что отмена ограничений в дальнейшем будет носить значительно более быстрый и решительный характер.
Безусловно, нельзя впадать в крайности. Конечно, некая опасность объективно существует, отрицать ее нельзя, ведь люди болеют и умирают. Опасностью недопустимо пренебрегать, но не следует ее и излишне драматизировать.
В том же интервью академик Н.И. Брико привел данные ВОЗ, согласно которым «Вероятность летального исхода для пациентов младше 40 лет составляет около 0,2%, для пациентов старше 60 лет достигает 3,6% и для тех, кто старше 80 — почти 15%».
Несмотря на переживаемые трудности, в нашей стране средняя смертность, которая включает и пожилых людей, и людей, страдающих серьезными хроническими заболеваниями, составляет всего 0,2%, то есть многократно ниже общемировой!
Это, несомненно, замечательное достижение отечественной системы здравоохранения стало возможным благодаря высокому профессиональному уровню, самоотверженности, мужеству многих и многих врачей, медсестер и других медицинских работников.
На этой оптимистической ноте мы и закончим.