Иногда по телевизору можно услышать, как группа спецназа «Альфа» провела очередные учения. В репортажах с учений чаще всего фигурируют кадры с практикой штурма самолета. Многие могут спросить: зачем вообще это нужно? Однако, если обратиться к истории даже не мировых, а отечественных терактов, очень быстро становится понятно, что даже в советскую эпоху захваты самолетов были не редкостью. Об одном таком случае и пойдет речь.
Начало теракта
Все будущие террористы служили в подразделении внутренних войск в Уфе. Группа военнослужащих (все от 1 года срока службы на момент заговора) договорилась дезертировать, угнать самолет и бежать из страны. Уверенности в успехе теракта солдатам придавал тот факт, что они прошли подготовку в рамках плана «Набат», который вводился в СССР в случае захвата самолета.
Примечательно, что ряд офицеров воинской части знали о подобных разговорах, однако не восприняли их в серьез, принимая за шутки. Началось все 20 сентября 1986 года. Впрочем, на тот момент участвовать в мероприятии решилось уже только трое из семи. Это были 20-летний младший сержант Николай Мацнев, 19-летний рядовой Александр Коновал, а также 19-летний рядовой Сергей Ягмурджи.
Трое злоумышленников дождались, пока их назначат в наряд по роте, после чего проникли в оружейную комнату, захватили снайперскую винтовку СВД, АК-74 и ручной пулемет Калашникова с боеприпасами. Сразу после этого солдаты дезертировали из воинской части. Хватились самовольно покинувших расположение не сразу.
Захват самолета
Штурм и последствия
Ситуация накалялась. Однако, после стрельбы в салоне переговоры дали первые плоды. Террористы испугались и выпустили часть пассажиров. Осознав, что переговорная группа не собирается выполнять их требования и, скорее всего, будет штурм самолета, дезертиры решили покончить жизнь самоубийством. Для этого они потребовали сильнодействующие наркотики. Переговорная группа согласилась их доставить.
Приняв их, Ягмурджи потерял сознание. Дезертир Мацнев, оказавшись наркоманом со стажем, остался в сознании. После этого он начал метать по салону с оружием, разрешив при этом остальным пассажирам и стюардессам покинуть самолет. Момент для штурма был идеальный.
Группа «Альфа» вошла в самолет. Мацнев открыл огонь по спецназу КГБ, однако тут же был убит. В ходе перестрелки одна из пуль попала в Ягмурджи и травмировала ему ногу, которую впоследствии ампутировали. Вся операция заняла 8 секунд.
Военный трибунал над дезертирами и заговорщиками был справедливо безжалостен. Солдаты, знавшие и участвовавшие в заговоре, но не принявшие в нем участие и не сообщившие о намерениях и действиях своих бывших товарищей, получили тюремные сроки от 2 до 6 лет. Выжившего Сергея Ягмурджи приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Александр Коновал получил 10 лет лишения свободы, как не принимавший участие в захвате самолета.