Найти тему
История всего

Вторая Мировая война без прикрас: Роль Британских ВВС в разгроме фашистской Германии

В комментариях к статье "Советский Союз не освободил Европу от фашизма, а победил фашистскую Европу" словно под кальку западно-европейской прессы некоторые писали, что решающую роль в Победе над Германией сыграли бомбардировки британских ВВС. Давайте обратимся к вопросу, что представляли из себя эти бомбардировки и какую роль они сыграли.

Первый авианалет на Берлин состоялся в ночь с 25 на 26 августа 1940 года. На пригороды было сброшено 22 тонны бомб. За последующие 2 недели до 7 сентября было произведено 7 налетов на немецкую столицу. Каждый из тех ночных рейдов был отражен в официальных докладах Верховного командования вермахта, подчеркивающих, что ни один из военных объектов не пострадал.

Я понимаю, что где-то ступаю на зыбкую почву, ссылаясь на доклады вермахта. Но в опубликованных британских источниках мы мало, что найдем, кроме самолюбования. Поэтому буду использовать те источники, которые доступны.

Первоначально приоритетными целями были определены немецкие авиазаводы, заводы по производству двигателей и шарикоподшипников. Но точечные бомбардировки не дали результата в силу низкой эффективности из-за неудовлетворительной точности бомбометания, и Королевские ВВС перешли к ковровым бомбардировкам.

Однако бомбардировкам подвергались не столько военные объекты, сколько жилые кварталы германских городов. "Мы выбомбим Германию – один город за другим. Мы будем бомбить вас все сильнее и сильнее, пока вы не перестанете вести войну. Это наша цель. Мы будем безжалостно ее преследовать. Город за городом: Любек, Росток, Кельн, Эмден, Бремен, Вильгельмсхафен, Дуйсбург, Гамбург – и этот список будет только пополняться", – писал командующий бомбардировочной авиацией Великобритании Артур Харрис. Позже союзники приняли специальную стратегию сознательного уничтожения гражданских объектов и мирного населения ("вернем немцам их бомбы!").

Отмечу, что ковровые бомбардировки немецких городов не были случайностью. Концепция бомбовой войны против гражданского населения была лишь развитием доктрины британского маршала авиации Хью Тренчарда. По его мнению, в ходе индустриальной войны жилые районы противника являются естественными целями, поскольку промышленный рабочий является таким же участником боевых действий, как и солдат на фронте.

Уже к 22 сентября 1941 года штаб английских ВВС разработал план разрушения 43 немецких городов.

И доклады британских военных пестрели отчетами: "Бинген – разрушен на 96%. Дессау – разрушен на 80%. Кемниц – разрушен на 75%. Штутгарт – разрушен на 65%. Магдебург – разрушен на 90%. Кельн – разрушен на 65%. Гамбург – разрушен на 45%." Как и обещал британский маршал, немецкие города один за другим превращались в тлеющие руины.

В целях нанесения максимального ущерба британскими ВВС стала применяться тактика "огненного шторма". Первая волна бомбардировок тяжелыми воздушными минами была призвана нанести разрушения, выбить окна, разрушить кровли. Следующая за ней вторая волна бомбардировок зажигательными бомбами превращала городские кварталы в пылающий костер. Одновременное возгорание сотен домов создавало на площади нескольких квадратных километров огромную тягу, высасывающую кислород из бомбоубежищ, обрекая укрывшихся там людей на смерть от удушения.

Об этом пишет, в частности, берлинский историк Йорк Фридрих. Я снова должен оговориться, что я обращаюсь к немецкому источнику, призывающего победителей к покаянию. Понятно, что ничего хорошего о британских бомбардировках он сказать не может. Но факты применения ковровых бомбардировок, использование тактики "огненного шторма", применение британскими ВВС зажигательных фосфорных бомб, заставляют признать справедливость приводимых Йорком Фридрихом фактов.

Бомбардировки германских городов проводились до самого окончания войны. Наиболее ярким примером служит уничтожение Дрездена 13–15 февраля 1945 года. О отчете сообщалось, что повреждения той или иной степени получили 80% зданий города. Получили ущерб почти 200 заводов. Но наряду с ними разрушены здания 24 банков, 26 страховых компаний, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 больниц. Разрушенными признаны 23% промышленных зданий и 56% непромышленных, не считая жилых. Из общего числа жилых зданий было разрушено 78 тысяч. Человеческие жертвы оцениваются от 25-35 до 135 тысяч человек.

Всего же за 5 лет бомбардировок британскими ВВС германских городов от бомб и пожаров погибло, по оценкам историков, около 600 тысяч гражданских лиц, из них до 70 тысяч детей. Таков итог британских бомбежек Германии.

В подписанном Уинстоном Черчиллем Меморандуме от 6 июля 1944 года D 217/4 говорилось даже о применении химического оружия: "Глупо осуждать с моральной стороны способ, который в ходе прошлой войны все ее участники применяли безо всяких протестов со стороны моралистов. Кроме того, во время прошлой войны бомбардировки незащищенных городов были запрещены, а сегодня это обычное дело. Это всего лишь вопрос моды… Мы должны быть готовы предпринять все, чтобы нанести врагу болезненный удар… Разумеется, могут пройти недели или даже месяцы до того, как я попрошу вас утопить Германию в отравляющих газах. Но когда я попрошу вас об этом, я хочу, чтобы эффективность была стопроцентной".

При этом я что-то не припомню прямого победоносного соприкосновения британской и германской армии вплоть до 1945 года.

Вот такая получается победоносная война. Так выглядит показное человеколюбие и человеческая жизнь как наивысшая ценность.

Конечно, бомбардировки Королевских ВВС принесли свои плоды. Пусть они не достигли цели путем террора вынудить жителей Германии к восстанию против нацистского режима. Но они смогли существенно подорвать промышленный потенциал Германии. Ведь руки рабочего – это такое же средство производство, как и станки. И пусть с каждым военным объектом уничтожалось с десяток гражданских. Пусть с каждым военнослужащим уничтожалось сотня гражданских лиц. Кому интересны потери гражданского населения, если на кону стоят личные амбиции или самое ценное –человеческая, своя собственная, жизнь?

Признаюсь, при написании статьи мне было тяжело писать о каком-то сочувствии к немецкому населению после того, что немецкий солдат сделал с тем же Сталинградом, с сотнями тысяч погибшими жителями блокадного Ленинграда. Но я все же постарался отделить войну против армии и против гражданского населения, хотя грань часто очень тонкая.