В 1988 году на государственном обеде президент США Рональд Рейган подарил советскому лидеру Михаилу Горбачеву копию классического голливудского фильма "Дружеское увещевание" (1956 г.). Этим он немало удивил американское политологическое сообщество. В СССР никто не удивлялся. Этот фильм был здесь никому не известен, как, впрочем, и Голливуд тогда в целом.
Подарок со смыслом
Вопрос к Рейгану был не праздный. Как ведущий мировой консервативный политик, «ястреб», мог подарить с толь пацифистское кино? Рейган пояснил, что фильм, действие которого происходит в Южной Индиане во время Гражданской войны, изображает «не только трагедию войны, но и проблемы пацифизма, благородства патриотизма, а также любви к миру».
Именно по принципу «дружеского увещевания» президент США предложил в дальнейшем выстраивать советско-американские отношения. Не упомянул Рейган лишь тот факт, что в 1950-х годах сценариста этого фильма Майкла Уилсона занесли в черные списки Голливуда из-за коммунистических взглядов.
«Дружеское увещевание» режиссера Уильяма Уайлера завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, номинировался на «Оскар». Редчайший случай для вестерна. Режиссура фильма действительно сильная, крепкий сценарий, характеры персонажей глубоко проработаны, игра актеров восхитила и критиков, и зрителей, многие из которых рыдали во время киносеансов. Все было направлено на то, чтобы задеть «сердечные струны». Но причина столь широкого официального успеха фильма крылась в его пацифистском посыле. Такое кино в разгар «холодной войны» было обречено на успех.
Пацифистский вестерн
В основе сюжета эпизод гражданской войны в США (1861-1865 гг.) – рейд кавалерии Конфедерации под командой генерала Моргана через Индиану летом 1863 года. За 46 дней кавалеристы прошли около 1 600 километров. Рейд совпал с битвами под Виксбургом и Геттисбергом, где южане проиграли. Он отвлек десятки тысяч федеральных солдат и навел страх на гражданское население северных штатов. Федералам удалось блокировать Моргана Но он сумел в итоге прорваться через Огайо.
Главный герой Джесс Бердуэлл (суперзвезда Голливуда Гэри Купер) – патриарх квакерской семьи, живущей в Верноне, которая выступает против войны по религиозным убеждениям. Его сын Джош (будущий «Психо» Энтони Перкинс) борется с пацифистскими убеждениями своей семьи, берет ружье и присоединяется к местному ополчению. Вопрос вопросов – правильно ли христианину прибегать к насилию, пусть даже это единственный способ сохранить жизнь себе и своим близким.
Когда люди Моргана подошли к городу, дело дошло лишь до незначительных перестрелок. Ополченцы были уже наготове, подкрепленные знанием того, что федеральные войска спешат на помощь. Морган, ошибочно полагая, что противник превосходит его числом, обогнул город и отступил без каких-либо серьезных неприятностей.
Битва у Вернона между мятежниками и ополченцами – вымысел авторов, но в ней главный месседж фильма. Она построена на «дружеских увещеваниях» – попытках сторонников Юга и Севера договориться под свист пуль. Кульминационный момент – гибель от пули мятежника одного из товарищей Джоша Бердвелла. Джоша снедают муки совести, он больше не хочет воевать.
Также по теме:
Вестерн «Том Хорн» – предсмертная записка Стива Маккуина о гибели Дикого Запада
«Рейд» – вестерн о дерзком налете конфедератов на Сент-Олбанс
Вестерн «Непобежденные» – конфедераты уходят в Мексику после капитуляции Юга
«Альварез Келли» – вестерн о знаменитом Мясном рейде конфедератов
«Кавалеристы» – единственный вестерн Джона Форда о гражданской войне в США
Первая десятка лучших сапата-вестернов
«Алый знак доблести» – изуродованный цензурой военный киношедевр
«Генерал» Бастера Китона – немой киношедевр о паровозах и гражданской войне
Вестерн «Дружеское увещевание» – подарок президента Рейгана генсеку Горбачеву
«Зеленые береты» Джона Уэйна – провальный гибрид военной драмы и вестерна о Вьетнамской войне
«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?
«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн
«Белый эскадрон» – военная мелодрама эпохи Муссолини как отправная точка итальянского неореализма