1,2K подписчиков

Вспученные груди зелёных сугробов зелени

188 прочитали

Графома́ния (от греч. γράφω — писа́ть, чертить, изображать и греч. μανία — страсть, безумие, влечение) — патологическое стремление к многописательству, к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях, псевдонаучных трактатов и т. п. Страдающий графоманией может сочинять «научные труды» в областях, в которых не разбирается, писать художественные произведения при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей. Написанное графоманами большей частью банально или даже бессмысленно по содержанию.

Википедия.

Изображение с сайта ozon.ru
Изображение с сайта ozon.ru

Сразу признаюсь: я - графоман. Это не указано в описании моего канал? Ну так знайте - графоман. Пищу с разной степенью интенсивности уже давно, довольно бессмысленные тексты на довольно бессмысленные темы. Даже вот собственный канал завёл - патология в чистом виде.

Это ж как комариный укус: не надо чесать, лучше потерпеть, немного потерплю - само пройдёт, расчешу - хуже будет, а потом - раз! - забудешь и совершенно рефлекторно чешешь. У меня с графоманией - так же.

Я это к чему: наткнулся тут - совершенно случайно, честно! - на ролик некой Татьяны Соломатиной по поводу Зульфии... нет, Зулейки... - Зулейхи, чтоб ей спокойно спалось. Посмотрел, не удержался. Ролик оказался посвящён не фильму, а источнику - одноимённому творению писательницы Гузель Яхиной.

- Как так? Неужели так можно? Неужели это правда? Да быть не может!

Посмотрел, кто такая эта Татьяна Соломатина. Оказалась сама вполне плодовитой писательницей: более 30 книг издано, много разнообразных рецензий получено, всё - честь по чести и как полагается. Может, думаю, попросту завидует молодой и перспективной коллеге по писательскому цеху? Ну не может же такого быть: премии, фильм, слава, звани... нет, это, я думаю, ещё впереди - и вот по ТАКОМУ роману. Фильм - довольно хорошо исполнен с художественной точки зрения. Да, с фактами там, мягко говоря, не очень: глупости откровенные, попросту, нередко встречаются, ложь - да, тоже промелькивает, но - слезу жмёт, сопереживания вызывает - всё чин чином. Заглавная песня - вообще заслушаешься. Мерзковатый фильм, но - добротный.

Бывает же так, что, когда фильм снимают по какому-либо произведению, то разница в качестве "продуктов" получается весьма значительная и, по моим наблюдения, чаще всего - в пользу литературы. А потому стал искать первооснову фильма - роман писательницы Яхиной. Мало ли, исковеркал злодей-режиссёр светлый замысел молодого литературного светила.

Смог найти только ознакомительный отрывок в 38 первых страниц. С предисловием. Остальное - извольте платить от 450 до 500 рублей за электронную (!) версию книги.

Из предисловия Людмилы Улицкой:

" Традиции этой школы – глубокое знание национального материала, любовь к своему народу, исполненное достоинства и уважения отношение к людям других национальностей, деликатное прикосновение к фольклору. Казалось бы, продолжения этому не будет, исчезнувший материк. Но произошло редкое и радостное событие – пришел новый прозаик, молодая татарская женщина Гузель Яхина и легко встала в ряд этих мастеров. " А именно: "Фазиль Искандер, Юрий Рытхэу, Анатолий Ким, Олжас Сулейменов, Чингиз Айтматов"

Легко. Встала. В ряд. Ага.

" Муж не отвечает – пробирается вперед по пояс в целине, упираясь в сугробы длинными палками и сминая хрусткий снег широкими снегоступами. "

Вполне допускаю, что писательница Яхина примерно представляет, что такое "снегоступы". Может, даже в интернете их видела. Также допущу, что в татарских деревнях, расположенных в европейской части России (так, на всякий случай, чтоб татар с оджибве или камчадалами, к примеру, кто не спутал), кулаки ходили в лес именно на снегоступах, а не на лыжах, норманнская теория им в дышло! Даже - даже! - допускаю, что на снегоступах татарские кулаки ходили именно с палками, может, так им удобнее было. Но тогда... Но тогда пусть писательница Яхина пояснит, не являлся ли Муртаза замаскированным под татарина инопланетным железным дрово... человеком, коль под его весом эти "широкие" снегоступы "сминали хрусткий снег" так, что он проваливался в него по пояс?

" Лезвие взблескивает на солнце и входит в березовый бок с коротким гулким «чах». «Ах! Ах!» – отзывается эхо. Топор стесывает толстую, причудливо изрисованную черными буграми кору, затем вонзается в нежно‑розовую древесную мякоть. "
" Муж, оседлав покоренное дерево, обрубает с него толстые ветки. Жена – обламывает тонкие и собирает их в корзину вместе с хворостом. "
" Четыре бревна в обрубках бывших ветвей, каждое – длиннее Зулейхи. Муртаза, крякнув, отрывает от земли один конец самого толстого бревна."

Что можно сказать про писательницу Яхину, легко вставшую в ряд мастеров...

  1. Если она и знает, что такое топор, и даже предполагает, как им пользоваться, то наверняка не пробовала его вонзать в нежно-розовую берёзовую древесную мякоть посреди зимы. Зимой... древесная мякоть... Кстати: зачем? Может, проще было воспользоваться пилой? Хотя... Кто его знает: может, у татарских кулаков тогда и пил-то не было. Хускварна тогда уже была, или нет?
  2. Писательница Яхина если и представляет несколько, как пользоваться топором, то как им рубят деревья... Я просто пытаюсь представить, зачем, прежде чем рубить дерево, нужно "стёсывать кору"? Тем более - с берёзы?
  3. Если писательница Яхина в общих чертах знает, что такое берёза, то в природе с ней наверняка не встречалась. Поскольку как она этот процесс описала, берёза у неё сильно смахивает на баобаб. Пусть и молодой.
  4. А, ещё: писательница Яхина точно никогда не видела берёз, по крайней мере - в лесу. Декоративные формы... да, допускаю - видела, поскольку искренне, судя по книге, полагает, что все "тонкие веточки" с той берёзы уместятся в корзину. Значит, не баобаб. Тогда какой, интересно, образ берёзы возник в воображении писательницы Яхиной при написании своего "бестселлера"?
  5. Про то, зачем собирать "тонкие веточки" в корзину и переть их домой, я умолчу вообще, иначе придется придумывать, чем этаким альтернативным оделена эта парочка. Или...

Зачем татарский кулак Муртазы поехал в лес за берёзой на дрова, к которой нужно пробираться на снегоступах по пояс в снегу "в целине", Зульфия при этом, видимо, летела рядом вместе с лошадью и санями? Четыре "бревна" по размеру "каждое - длиннее Зулейхи" - пусть по 2,5 м - 10 метров: какая "толстая, причудливо изрисованная черными буграми кора"? Зачем на дрова Мустафа взял "ровную высокую березу с пышным наростом чаги"? "Пышные наросты чаги" на таких берёзах не встречаются. Чага растёт на деревьях с повреждённой древесиной. Столь титанически рубить, как это описала Гузель Яхина, явно больное дерево на дрова, чтобы в результате увидеть внутри гнилую сердцевину... Может, писательница Яхина чагу с капом перепутала? - Так от того тоже не легче. Совершенно точно: Муртаза - не с этой планеты. Ну или...

Чем отличается даже плохой писатель от графомана? - По идее, он должен хоть как-то прорабатывать логику и фактологию всего сюжета и... мизансцен - так, кажется? Это - кроме работы над художественной выразительностью произведения. Пусть даже произведение будет на заказную тему - знать материал писатель обязан хотя бы на начальном уровне. В конце концов, он - профессионал. В противном случае он неизбежно превратится в графомана. Пусть и оплачиваемого.

Судя по всему, Татьяна Соломатина права, и в книге именно так всё и есть, поскольку мне - хватило. Тогда это - полный... нет слов. То есть, слово-то есть, но... Да, кстати: будете смотреть Соломатину - осторожнее, там местами дама не сдерживается, так что оскорбленцам и людям с неуверенной психикой смотреть ролик не рекомендую.

У фильма, снятого по книге писательницы Яхиной, есть некая художественная выразительность, хотя он тоже несколько несуразен и лжив. Но фильм - гораздо, гораздо лучше книги. То, что я прочитал, без сомнения меня в том утвердило. Я восхищаюсь Татьяной Соломатиной: она прочитала этот опус целиком. И оценила его с точки зрения художественной. И осталась после всего этого в здравом уме. Я же прочитал кое-как только 38 страниц, и мой инженерный ум постоянно спотыкался о всякие татарские "гробы", "берёзы с чагой" и "лохматую паклю" меж "блестящих брёвен". Этого хватило по глаза. Повторить подвиг Татьяны Соломатиной у меня не хватить здоровья. По крайней мере - психического. Хоть я и графоман.

Кстати, "вспученные груди" есть ещё в стихах некого Михаила Меняева. Возможно, писательница Яхина знакома с его творчеством.

Эх, Никифор, Никифор, знал бы ты, кого породил своим домкратом... Пойду, посмотрю на хрустальную дугу. А то как-то невмочь.

P.S.

"Гузель Яхина сумела создать неповторимый роман, который потрясает, шокирует и заставляет не сдаваться ни при каких обстоятельствах."

Спору нет: такой роман не повторить никому, даже мне - безвестному графоману. Но, господа, если вы хотите чуть более, чем бездарно потратить ваши деньги, может, вам стоит задуматься обо мне? Я согласен и на половину суммы 6-).

История, музыка, кино, кулинария, крафт и прочее. Подписывайтесь, будет интересно!