Автор: Ольга Колесникова
Социальное ранжирование, то есть социальный мониторинг с установлением баллов социального рейтинга людей и организаций, практическое применение – это важнейшее направление развития цифровых технологий. В России идёт ознакомление, многие не разобрались. Вот частые ошибки.
1. В 2020 году ещё нет, и не ожидается Глобальной системы мониторинга и оценки поступков людей, в соответствии с которой им присваивается социальный рейтинг, определяющий возможности человека в жизни.
Рейтинги в Китае не миф. Вот одно из многих свидетельств технического и организационного обеспечения этой системы: «Там даже чтобы попасть с одного района города в другой надо пройти пост досмотра и сказать, зачем идёшь в другую часть города и когда вернёшься обратно. Просто так никуда не попасть пока вас не сфотографируют, машины также фоткают вместе с номерами и водителями и пассажира, камеры встроены прямо в шлагбаумы. Если китаец после работы не пошёл домой, а по какому-то новому маршруту, на следующей день его ожидают разборки в полиции, с вопросами, где был и что делал».
2. Китайский и западный менталитет сильно отличаются, и потому смысл переводов многих китайских понятий на европейские языки зачастую меняется. Якобы план создания системы социального кредита – от нашего недопонимания.
Это справедливо отчасти. Да, китайцы ходят извилистыми путями. Более того, восточная культура делает акцент не на цели, а на пути к ней - (в тактическом плане) бывает важнее не результат, а процесс (дающий стратегический выигрыш). И этот путь никогда не будет прямым. Прямыми дорожкам ходят только злые духи-гуи. Эта особенность мышления заложена и в речи: в китайском языке много омофонов (омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и, соответственно, имеют разное значение), и часто повторяются ситуации, когда собеседники неправильно понимают друг друга. Отсюда вынужденная китайская традиция – одно и то же проговаривают несколько раз, разными словами, чуть изменяя пояснение и образно описывая ситуацию.
Но, система "социальный кредит" реально существует, и на европейских языках может быть чётко и однозначно описана.
3. Система социального кредита необходима для укрепления искренности сознания членов общества, создания желаемой кредитной среды, повышения конкурентоспособности страны и стимулирования развития общества и прогресса цивилизации.
«Нет, их не держат за рабов, вы что! Это развитие искренности!»
Любое начинание при желании можно эмоционально разукрасить в позитивные или негативные тона, в цвета скепсиса или энтузиазма, добавить блеска восхищения или бросить тень насмешки.
Но, здесь мы разбираемся в прикладных вопросах цифровых технологий, а потому стараемся избегать «разукрашивания». Наша позиция такая:
Социальное ранжирование необходимо для повышения качества, темпов, эффективности управления и социальной ориентации. Но, использование системы рангов должно быть рациональным. Там и в той части, где ранжирование неэффективно или оспаривается законодательством и моралью, там и в той части на неё следует накладывать ограничения, пересматривать и дорабатывать.
4. Создан инструмент оценки величины будущих ОГРАНИЧЕНИЙ СВОБОД граждан. А когда уже создана и обкатана в различных вариантах целая СИСТЕМА, то её не сложно будет настраивать на любые модели социального обустройства общества. Нужна ТИРАНИЯ – ужесточил систему коэффициентов. Нужно дать чуть вдохнуть свежего воздуха – ослабил давление. Но всё это – новая цифровая технология рабовладения для управления большими социальными суперсистемами.
Степень вмешательства в личную жизнь и глубина социального контроля определяется, в первую очередь, текущими запросами руководства, устоявшимися традициями, культурными особенностями, местной спецификой страны. Технологии, такие как социальная инженерия или социальное ранжирование – это не замыслы, а инструменты их реализации.
Если современное технически оснащённое социальное ранжирование зародилось в Китае, то это значит, что на него наложили отпечаток местные особенности, и это не значит, что при возможном заимствовании этой системы всё и везде вдруг станет «по-китайски».
Глубокий и всесторонний контроль и управление жизнью граждан в Китае появился давно.
Так, под именем «легизм» тотальный государственный контроль над личностью известен со средневековья, но этот контроль в противовес давлению предполагал также хорошо налаженную систему, как сейчас говорят, социальных лифтов. Современная система социального кредита также делает этот контроль тотальным, но также стимулирует систему социальных лифтов. В документации о построении системы социальных кредитов указано, что продвижение основывается на теории Дэн Сяопина (строительство социализма с китайской спецификой), соответствии идее "Трёх представительств" (главное – соблюдение интересов передового производства, китайской культуры и широких слоёв населения) и концепции научного развития. Основной принцип: быть благонадёжным – славно и заслуживает поощрений, а нарушать доверие – позорно, и это будет наказываться.
Мы считаем: система социальный кредит – жизнеспособна, а стиль реализации в разных странах, исходя из традиций, целей и текущей ситуации могут разительно отличаться.