Дарен Аронофски – талантливый режиссер с неповторимым почерком, который подарил миру «Реквием по мечте», «Черного лебедя» и «Маму». Стоит вспомнить, однако, и про его дебютную работу – «Пи». Мария Михайлова рассказывает об уникальном, сложном фильме, с помощью которого Аронофски впервые заявил о себе как полнометражник.
Случаи, когда дебютные работы «выстреливают», встречаются довольно часто. Но ситуации, когда первая же картина нового режиссера оказывается такой же зрелой и глубокой, как и его последующие фильмы – куда более редки. С Дареном Аронофски все произошло ровно до наоборот. «Пи» - кино слишком явно артхаусное, чтобы тут же прорваться в массы и стать популярным. Но при том оно нисколько не уступает другим фильмам Аронофски (а все они далеко не поверхностные) по многозначности и оригинальности. Возможно даже, что именно «Пи» самый необычный фильм режиссера – при всей его любви к нестандартным подходам и идеям.
Сюжет картины вращается вокруг Марка Коэна – еврея, который занимается исследованием в области теории чисел. Идея, которой одержим ученый, заключается в его попытке найти универсальный «код вселенной», который связывает все сущее в мире. Основой для такой идеи послужило число «Пи», с помощью которого можно рассчитать идеальную визуальную гармонию для любого объекта. Марк пытается решить свою загадку с помощью биржевых сводок, сверяя их каждый день и пытаясь придумать к ним универсальную формулу, которая «декодирует» их в одну комбинацию. И вдруг однажды ему это удается: главный герой внезапно находит 216-значное число, которое, кажется, является разгадкой, тем самым «ключом» ко всему.
Впрочем, весь интерес картины кроется не в перипетиях сюжета и не в конспирологических версиях, которые строит Марк или его знакомый – фанатичный еврей, верящий в каббалу. Аронофски сосредотачивает внимание зрителя на совершенно иных вещах. Куда больше его интересует сознание самого Марка, которое видоизменяется под влиянием его идей. Известно, что главный герой страдает от некоего психологического расстройства – у него иногда бывают приступы, которые он лечит с помощью лекарств. Причиной приступа – тремора рук, спутанного сознания, галлюцинаций – может стать навязчивое внимание со стороны других людей или же собственные маниакально-тревожные мысли Марка. По мере того как он, кажется, все ближе подступает к разгадке того самого шифра, его состояние постепенно ухудшается. Аронофски с большим знанием дела погружается в изучение психики человека, одержимого идеей, препарирует его и великолепно визуализирует (как пример – сцены с мозгом, который пытается изучить и ощупать Марк в своих видениях). Местами картина становится явно сюрреалистичной. Некоторые элементы весьма напоминают отсылку к «Андалузскому псу» Бонюэля и Дали - насекомые, которые заполоняют компьютер и мозг Марка, общий стиль черно-белого фильма со странными, на первый взгляд нелогичными образами. Так, для изучения психики своего героя режиссер прибег к классике кинематографа и даже задел фрейдистские теории о подсознании.
Но даже при таком подходе Аронофски остался собой – в дебютной работе уже хорошо читается его фирменный почерк. Взяв за основу черно-белую съемку (еще одна метафора к мировосприятию главного героя), он мастерски подчеркивает все необходимые ему детали. Это проявляется в великолепном монтаже и видеоряде – примеры можно увидеть почти в каждой сцене. Когда у Марка случается приступ, все в кадре начинает «зерниться». Чтобы зритель, как и герой, потерял ощущение реальности, камера многократно вращается вокруг героя или же вместе с ним – когда он ходит по комнате кругами. Рождается в этой картине и знаменитая быстрая нарезка кадров – когда Марк выпивает таблетки (этот прием будет активно использоваться в «Реквиеме по мечте» с разными формами наркотиков). Очень наглядно режиссер показывает зрителям процесс дереализации – через закрытые пространства и необычные ракурсы. Работа со звуком здесь тоже отличная: он становится не менее важным средством выразительности, чем визуальные приемы. Впрочем, музыка – действительно сильная сторона Аронофски. Он многократно получал награды за саундтреки, и уже в «Пи» ощущается его умение подбирать правильные композиции и внедрять их в кадр. В главной теме фильма есть отсылки к киберпанку, ощущается одержимая нервозность Марка, чувствуется приближение какой-то разгадки. Так, именно из этих уникальных особенностей, таких, как музыка, видеоряд или монтаж и складывается режиссер Дарен Аронофски, а «Пи» - самый первый тому пример.