В начале 1980-х годов в автомобильном мире царил рационализм. Уменьшение расхода топлива, сокращение издержек, борьба с вредными выбросами, внимание на аэродинамику, мода на небольшие экономичные машинки, охлаждение к спортивным машинам и родстерам. И вот в таких условиях полной неожиданностью для покупателей и конкурентов оказалось компактное купе от, казалось бы, консервативного японского производителя – Toyota-MR2, появившееся в 1984 году.
Эта история, как и всякий успешный проект, началась с идеи. А идея была блестящей – создать компактный спортивный автомобиль с двигателем, расположенным в центре машины. Для реализации этой идеи команда разработчиков во главе с Сейичи Ямаучи приобрела несколько центральномоторных аналогов начиная от FIAT-X1/9 и заканчивая Ferrari-308GTBi, тщательно изучили их конструкцию и особенности управляемости.
В октябре 1983 года на Токийском автосалоне представили прототип будущей модели – концепт-кар Toyota SV-3, который был очень близок к серийному варианту. Реакция на машину была положительной, и компания форсировала подготовку к производству. Уже весной 1984 года серийная Toyota-MR2 была представлена в Японии. Производство стартовало в июне того же года.
Название MR2 имеет несколько альтернативных расшифровок. Самые популярные трактовки – “среднемоторный, заднеприводный, двухместный” (Mid-engine, Rear-wheel-drive, 2-seater), либо “среднемоторный, компактный, двухместный” (Mid-ship, Run-about, 2-seater). Компании и правда удалось разработать достаточно компактный кузов – при длине 3,95 м ширина составляла 1,67 м, высота – 1,23 м. Кузов был граненым по моде середины 1980-х, передние фары были поднимающимися. В-целом, дизайн выглядел аккуратно и стильно. Масса японской версии составляла 950 кг. Отделка салона была относительно скромной, но аккуратной. В крыше был предусмотрен люк. Некоторые версии оснащались антикрылом сзади.
Двигатель 4A-GE был взят от Toyota-Corolla, но существенно доработан совместно со специалистами британской компании Lotus. Верхнеклапанный двигатель имел два распредвала, оснащался электронным впрыском топлива и системой изменения геометрии впуска. При объеме 1587 см³ он развивал 112-130 л.с. в зависимости от рынка сбыта. Интересной особенностью мотора было то, что время разгона от оборотов холостого хода 800 об/мин до максимальных 7500 об/мин укладывалось в одну секунду! Максимальная скорость составляла 193-209 км/ч, а время разгона до 100 км/ч составляло 7,7-7,9 с.
Подвеска и рулевое управление тоже были разработаны в тесном сотрудничестве со специалистами Lotus под управлением инженера Роджера Бекера. Независимая подвеска всех колес со стойками Мак-Ферсон спереди и рычагами сзади была к тому же регулируемой. Тормоза были дисковыми на всех колесах. Двигатель, расположенный в центре обеспечивал низкий центр тяжести и малый момент инерции относительно центра масс. Как итог – управляемость была прекрасной. Все части машины были отменно сбалансированы. Доводка на гоночных трассах не прошла даром, в машине чувствовались гены и душа спортивного автомобиля.
Непосредственных конкурентов этой машины на тот момент было всего лишь два. Это европейский FIAT-X1/9, выпускавшийся с 1972 года и американский Pontiac-Fiero, появившийся почти одновременно с Toyota-MR2. При этом у FIAT были менее мощные двигатели, а Pontiac был чуть крупнее и его двигатели изначально тоже были слабее японского. Время разгона на отрезке в четверть мили составляло 16 с, что было значительно быстрее, чем у FIAT-X1/9 и Pontiac-Fiero.
Рынок восторженно отреагировал на новое купе от Toyota. Кстати говоря, это был первый японский автомобиль с центральным расположением двигателя. Toyota-MR2 стала “Лучшим автомобилем 1984 года” в Японии. Пресса объявила новинку “абсолютным шедевром управляемости”, купе вошло в десятку лучших автомобилей, составленную американскими журналами Road&Track и Car and Driver.
Машина предлагала то сочетание, которое не мог предложить никто из конкурентов – великолепную управляемость, отличную динамику, высокое качество изготовления, надежность, практичность – и всё по доступной цене. Автомобиль сразу же стал прижизненным классиком.
Для внутреннего рынка Японии также предлагался менее мощный двигатель объемом 1,5 л мощностью 82 л.с. В 1986 году появилась версия мотора 1,6 л с турбонаддувом. Он развивал 145 л.с., разгон до 100 км/ч занимал 6,5-7,0 с.
Первое поколение выпускалось до 1989 года, когда его сменило второе поколение, став более обтекаемым, чуть увеличившись в размерах и получив более мощный двигатель. Toyota-MR2 MkI разошлась тиражом 166104 экземпляра, что можно считать несомненной удачей для такого нишевого продукта. Toyota-MR2 была настоящей вишенкой на торте модельной гаммы компании Toyota, доказав, что компании по плечу даже такие нестандартные автомобили.
Все фотографии взяты из свободного интернета.
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!
Искренне Ваш, Андрей.