Найти в Дзене

Toyota-MR2 – великолепная “Ferrari для бедных”.

В начале 1980-х годов в автомобильном мире царил рационализм. Уменьшение расхода топлива, сокращение издержек, борьба с вредными выбросами, внимание на аэродинамику, мода на небольшие экономичные машинки, охлаждение к спортивным машинам и родстерам. И вот в таких условиях полной неожиданностью для покупателей и конкурентов оказалось компактное купе от, казалось бы, консервативного японского производителя – Toyota-MR2, появившееся в 1984 году. Эта история, как и всякий успешный проект, началась с идеи. А идея была блестящей – создать компактный спортивный автомобиль с двигателем, расположенным в центре машины. Для реализации этой идеи команда разработчиков во главе с Сейичи Ямаучи приобрела несколько центральномоторных аналогов начиная от FIAT-X1/9 и заканчивая Ferrari-308GTBi, тщательно изучили их конструкцию и особенности управляемости. В октябре 1983 года на Токийском автосалоне представили прототип будущей модели – концепт-кар Toyota SV-3, который был очень близок к серийному в

В начале 1980-х годов в автомобильном мире царил рационализм. Уменьшение расхода топлива, сокращение издержек, борьба с вредными выбросами, внимание на аэродинамику, мода на небольшие экономичные машинки, охлаждение к спортивным машинам и родстерам. И вот в таких условиях полной неожиданностью для покупателей и конкурентов оказалось компактное купе от, казалось бы, консервативного японского производителя – Toyota-MR2, появившееся в 1984 году.

Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.

Эта история, как и всякий успешный проект, началась с идеи. А идея была блестящей – создать компактный спортивный автомобиль с двигателем, расположенным в центре машины. Для реализации этой идеи команда разработчиков во главе с Сейичи Ямаучи приобрела несколько центральномоторных аналогов начиная от FIAT-X1/9 и заканчивая Ferrari-308GTBi, тщательно изучили их конструкцию и особенности управляемости.

Прототип Toyota SV-3 1983 г.
Прототип Toyota SV-3 1983 г.

В октябре 1983 года на Токийском автосалоне представили прототип будущей модели – концепт-кар Toyota SV-3, который был очень близок к серийному варианту. Реакция на машину была положительной, и компания форсировала подготовку к производству. Уже весной 1984 года серийная Toyota-MR2 была представлена в Японии. Производство стартовало в июне того же года.

Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.

Название MR2 имеет несколько альтернативных расшифровок. Самые популярные трактовки – “среднемоторный, заднеприводный, двухместный” (Mid-engine, Rear-wheel-drive, 2-seater), либо “среднемоторный, компактный, двухместный” (Mid-ship, Run-about, 2-seater). Компании и правда удалось разработать достаточно компактный кузов – при длине 3,95 м ширина составляла 1,67 м, высота – 1,23 м. Кузов был граненым по моде середины 1980-х, передние фары были поднимающимися. В-целом, дизайн выглядел аккуратно и стильно. Масса японской версии составляла 950 кг. Отделка салона была относительно скромной, но аккуратной. В крыше был предусмотрен люк. Некоторые версии оснащались антикрылом сзади.

Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.

Двигатель 4A-GE был взят от Toyota-Corolla, но существенно доработан совместно со специалистами британской компании Lotus. Верхнеклапанный двигатель имел два распредвала, оснащался электронным впрыском топлива и системой изменения геометрии впуска. При объеме 1587 см³ он развивал 112-130 л.с. в зависимости от рынка сбыта. Интересной особенностью мотора было то, что время разгона от оборотов холостого хода 800 об/мин до максимальных 7500 об/мин укладывалось в одну секунду! Максимальная скорость составляла 193-209 км/ч, а время разгона до 100 км/ч составляло 7,7-7,9 с.

Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.

Подвеска и рулевое управление тоже были разработаны в тесном сотрудничестве со специалистами Lotus под управлением инженера Роджера Бекера. Независимая подвеска всех колес со стойками Мак-Ферсон спереди и рычагами сзади была к тому же регулируемой. Тормоза были дисковыми на всех колесах. Двигатель, расположенный в центре обеспечивал низкий центр тяжести и малый момент инерции относительно центра масс. Как итог – управляемость была прекрасной. Все части машины были отменно сбалансированы. Доводка на гоночных трассах не прошла даром, в машине чувствовались гены и душа спортивного автомобиля.

Рентген-схема Toyota-MR2 1984 г.
Рентген-схема Toyota-MR2 1984 г.
Рентген-схема Toyota-MR2 1984 г.
Рентген-схема Toyota-MR2 1984 г.
Рентген-схема Toyota-MR2 1984 г.
Рентген-схема Toyota-MR2 1984 г.

Непосредственных конкурентов этой машины на тот момент было всего лишь два. Это европейский FIAT-X1/9, выпускавшийся с 1972 года и американский Pontiac-Fiero, появившийся почти одновременно с Toyota-MR2. При этом у FIAT были менее мощные двигатели, а Pontiac был чуть крупнее и его двигатели изначально тоже были слабее японского. Время разгона на отрезке в четверть мили составляло 16 с, что было значительно быстрее, чем у FIAT-X1/9 и Pontiac-Fiero.

Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.

Рынок восторженно отреагировал на новое купе от Toyota. Кстати говоря, это был первый японский автомобиль с центральным расположением двигателя. Toyota-MR2 стала “Лучшим автомобилем 1984 года” в Японии. Пресса объявила новинку “абсолютным шедевром управляемости”, купе вошло в десятку лучших автомобилей, составленную американскими журналами Road&Track и Car and Driver.

Салон праворульной версии.
Салон праворульной версии.
Салон леворульной версии.
Салон леворульной версии.

Машина предлагала то сочетание, которое не мог предложить никто из конкурентов – великолепную управляемость, отличную динамику, высокое качество изготовления, надежность, практичность – и всё по доступной цене. Автомобиль сразу же стал прижизненным классиком.

Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.

Для внутреннего рынка Японии также предлагался менее мощный двигатель объемом 1,5 л мощностью 82 л.с. В 1986 году появилась версия мотора 1,6 л с турбонаддувом. Он развивал 145 л.с., разгон до 100 км/ч занимал 6,5-7,0 с.

Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.

Первое поколение выпускалось до 1989 года, когда его сменило второе поколение, став более обтекаемым, чуть увеличившись в размерах и получив более мощный двигатель. Toyota-MR2 MkI разошлась тиражом 166104 экземпляра, что можно считать несомненной удачей для такого нишевого продукта. Toyota-MR2 была настоящей вишенкой на торте модельной гаммы компании Toyota, доказав, что компании по плечу даже такие нестандартные автомобили.

Toyota-MR2 1984-1989 гг.
Toyota-MR2 1984-1989 гг.

Все фотографии взяты из свободного интернета.
Если Вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк и подписываться!
Искренне Ваш, Андрей.