Многие из вас видели в старинных книгах форзацы из бумаги с узорами и разводами. Её делали интересными способами, один из которых — «эбру» — возрождается в наши дни.
Самой популярной для форзацев книг 18—19 веков была многоцветная мраморная бумага с разными рисунками. Процесс её изготовления был кропотливым и требовал точности. В ванну наливался специальный жидкий состав, не дававший краскам смешаться, растечься или осесть на дно. Мастер поочерёдно набрызгивал краски кистями на поверхность этого жидкого грунта в определённом порядке. Один цвет раздвигал другой, и на поверхности образовывался причудливый узор из пятен, линий и прожилок, напоминающих мрамор. Опущенный в ванну лист бумаги впитывал красочный слой, далее его высушивали, натирали сухим мылом и выглаживали специальным гладилом или стеклом. Для отделки поверхности могли использовать воск. Для следующего листа приходилось повторять процесс снова, и каждый рисунок был уникален.
Большое разнообразие узоров обнаруживают мраморные бумаги 18 века, их называли тогда «турецкими». Изобретение выделки бумаги под мрамор, пятнистой, испещрённой прожилками, зубчатой или свободной формы, ввезённое в Европу с Востока, долгое время приписывалось турецким мастерам. Впоследствии в разных странах развилось множество стилей мраморирования.
Самый распространённый тип рисунка — жилковато-пятнистый («каменный») узор, как на настоящем мраморе, вошедший в моду к концу 18 столетия.
Можно было менять цвета и концентрацию краски, использовать специальные инструменты — заострённые стерженьки, штифты, гребни, птичьи перья, кусочки меха — чтобы добиться интересных эффектов.
Мраморную гребешковую бумагу ни с чем не спутаешь. По слою красок на грунте в ванне проводили зигзагообразные или волнистые линии при помощи проволочного, деревянного или рогового гребня. Пятнистый узор превращался в гребешковый.
Мраморные бумаги с гребешковым, а также перистым и завитковым узором (с «турникетами») были особенно популярны в первой половине 18 века. Позднее серьёзную конкуренцию им составили «зернистые» бумаги в розовой, голубой или зелёной гамме с полностью крапчатыми фонами, состоявшими из маленьких белых пятнышек и тонких прожилок. В 1830-х годах появился волновой способ окраски: ванну с грунтом мастер покачивал и лист бумаги накладывал на образовавшиеся волны.
Изготовить клеевую (клейстерную, пастовую) бумагу гораздо проще, чем мраморную. В клейстер добавляли краску, наносили на поверхность бумаги и, пока состав ещё не высох, на него наносился узор: процарапывался кистью, штампом, палочкой, гребешком. Можно рисовать просто пальцем, кулаком или раскрытой ладонью, можно набрызгивать уксус, который создаёт на поверхности красящего слоя более светлые потёки различной конфигурации. Узоры получают посредством нажима, скольжения, вращения или печати по влажному одноцветному или многоцветному слою.
Листы, покрытые цветным клейстером, можно было также украсить орнаментами с помощью маленьких деревянных штампов или других предметов, которые вдавливались во влажный красочный слой, как при блинтовом тиснении. Получался негативный узор, светлый на тёмном фоне, с тёмными границами «выдавленного» цвета у каждого мотива.
Клейстерные бумаги были одной из ранних форм декорирования бумаги в Европе, более сложные в изготовлении мраморные бумаги появились позже. Иногда с помощью клейстерной бумаги имитировали мраморную: чтобы придать ей «марморированный вид», на лист по всей поверхности последовательно пятнами или полосами наносились разные смешанные с клейстером краски, затем бумагу складывали и с изнанки приглаживали, добиваясь смешения красочных фрагментов.
«Парчовая» бумага не производилась в России — её привозили из Голландии, Германии, других стран Европы. Для её изготовления на тонкие листы золота или серебра специальным прессом под давлением наносился рисунок. Чаще такую дорогую и красивую бумагу использовали для мягких обложек тонких книг, но встречались и форзацы из «парчовой» бумаги.
Рисунок на бумагу наносился методом глубокой печати с нагретых гравированных медных или латунных пластин с помощью листового золота или серебра. В большинстве случаев парчовая бумага печаталась на одноцветно окрашенном фоне. Если хотели получить только эффект углубления или рельефа, то просто оттискивали пластины на покрытую золотом или серебром основу. Для раскрашивания использовали трафареты-патронки, с их помощью лист покрывали цветными пятнами. В отличие от гравюр, которые раскрашивались после печати, парчовая бумага, напротив, часто патронировалась перед печатью, и тиснение золотом в нескольких местах перекрывало цвет. Иногда такая раскраска сделана довольно примитивно, в виде полос или ромбов, без учёта гравированного рисунка, что, впрочем, не умаляет её декоративных качеств. Для достижения особого эффекта уже готовую цветную парчовую бумагу могли докрасить повторно. В сафьяновых переплётах с золотым тиснением форзацы, выполненные из такой бумаги, — элемент дополнительной роскоши, свидетельство особой тщательности отделки.
Когда в ваших руках в следующий раз окажется неизвестная книга, не торопитесь пролистывать до текста — посмотрите, во что её «одели». Какая у неё бумага форзаца: каменная, гребешковая, клейстерная, парчовая, обычная одноцветная?
На будущее, когда Ленинка снова откроется после карантина: у нас есть мастер-класс «Искусство эбру» в Янтарной мастерской РГБ, где дети и взрослые учатся создавать неменьшую красоту собственными руками.