Найти в Дзене
Владосовы Мнения

С чего начать знакомство с играми серии Touhou? [Мнение]

Оглавление
Юкари Якумо (Художник: 60mai)
Юкари Якумо (Художник: 60mai)

Итак, когда на моём канале наконец-то появился полноценный материал, освещающий вселенную, я могу себе позволить писать что угодно по Тохе, ссылаться на него, если кто-то что-то не понимает и никто меня не остановит. Начнём пожалуй с того, что уже тысячу раз было разобрано в интернете, но лишним на моём канале такой материал не будет.

Для начала, пара слов о локализации. На данный момент все игры основной серии, кроме первых 5 частей, переведены на русский язык. Пропатчить любую игру на русский можно с помощью удобной утилиты thcrap, разработанной Touhou Patch Center. Русским переводм занимается блог Кикаки, за что огромное спасибо. Все инструкции можно найти на официальном сайте.

Заранее извиняюсь за Поливанова перед адептами Хэпбёрна, ибо беру переводы имён с русской вики.

Вариант для тех, кто не хочет знакомится с играми серии, по той или иной причине, но всё ещё хочет окунуться во вселенную Touhou будет разобран в конце статьи!

Краткий гайд по тому, с чего начать знакомство с официальными играми серии Touhou Project

Вариант 1: Игры эры PC-98

Все персонажи первых пяти игр серии (Художник: dairi, shinki)
Все персонажи первых пяти игр серии (Художник: dairi, shinki)

Вариант для истинных хардкорщиков и желающих разобраться во всём с самого начала. Дело в том, что первые игры серии выходили на старом японском компьютере PC-98, который естественно за пределами своей родины найти довольно проблематично. Здесь на помощь приходят эмуляторы PC-98 для Windows, коих найти можно сейчас довольно много.

Осложняет всё это дело ещё и тот факт, что первая часть серии была скорее арканоидом, нежели классическим данмаку-шутером. А третья так и вовсе дуэльным шутером. Да и визуальное исполнение, даже по меркам современного инди оставляет желать лучшего. Впрочем, на это грех жаловаться, товарищ ZUN только начинал свой тернистый путь к славе, понятно что искал и экспериментировал с жанрами и графикой.

Скриншот Touhou 1 ~ Highly Responsive to Prayers (Источник: Яндекс.Картинки)
Скриншот Touhou 1 ~ Highly Responsive to Prayers (Источник: Яндекс.Картинки)

С другой стороны, важным фактором выбора этого варианта ознакомления является сюжет первых 5 частей серии. Тут дело в том, что несмотря на довольно большое количество персонажей, практически никто из них больше не будет встречаться в последующих играх, кроме главных героинь Рейму Хакурей и Марисы Кирисаме, а также второстепенных Алисы Маргатроид и Юки Кадзами. К тому же, сюжеты первых игры давно перестали быть каноничными, поскольку ни в одной из них даже Генсокё, как место действия не упоминается. Так что знакомство с первыми играми, даже по заверениям самого ZUN'а, сугубо опционально. Хотя и тут имеют место споры, поскольку батя сам путается в своих заявлениях (более подробно можно почитать тут).

Скриншот Touhou 4 - Lotus Land Story (Источник: Яндекс.Картинки)
Скриншот Touhou 4 - Lotus Land Story (Источник: Яндекс.Картинки)

Вариант 2: Touhou 6 ~ The Embodiment of Scarlet Devil

-5

Оптимальнейший, с точки зрения логики вариант. 6 часть франшизы стала первой игрой, что разрабатывалась под Windows и с особым упором на "перезапуск" серии. Сеттинг игры чуть более европейский, что уменьшает порог вхождения для западных игроков, что не знакомы, например, с культурами синтоизма и даосизма. К тому же, именно здесь впервые появляются самые любимые и популярные в сообществе персонажи, такие как сёстры-вампиры Скарлет, Сакуя Идзаёй, Пачули Нолидж и, конечно, Чирно (aka Сырно). Так что, даже с точки зрения фан-базы, EoSD - идеальный вариант.

Все обитатели Особняка Алой Дьяволицы (Художник: Uni390101)
Все обитатели Особняка Алой Дьяволицы (Художник: Uni390101)

Небольшим препятствием для современного юзера может стать FPS именно 6 части Touhou, потому что "дефолтно" игра не заблокирована на 60 FPS, поэтому на современных компьютерах, если не повезёт с раздачей, приходится ставить дополнительный патч, исправляющий эту проблему. Иначе, игра запускается с 300 и больше кадрами в секунду, что увеличивает её скорость. Вторым неудобством становится отсутствие именно в 6 части привычного "показа хитбокса" при фокусировке персонажа, что в последующих играх стало неотъемлемым элементом управления. Исправляется, опять же, специальным фанатским модом.

Скриншот Touhou 6 ~ The Embodiment of Scarlet Devil
Скриншот Touhou 6 ~ The Embodiment of Scarlet Devil

После ознакомления с 6 частью, можете смело проходить все последующие по порядку. С каждой последующей, вплоть до 9, качество графики будет только расти, а геймплей становится удобнее и удобнее. Главное помните, что прохождение игры на лёгком уровне сложности закончится на 5 уровне, без показа хорошей концовки.

Все играбельные персонажи Touhou 8 (Художник: Iori Yakatabako)
Все играбельные персонажи Touhou 8 (Художник: Iori Yakatabako)

Отдельно стоит отметить для рассмотрения Touhou 8 ~ Impereshable Night, как самую простую, для новичков, часть серии. Да, в сюжете и персонажах тут можно запутаться, если не пройти 6 и 7 части, но для таких случаев и существует русская вики.

Вариант 3: Touhou 10 ~ Mountain of Faith

Все боссы Touhou 10 (Художник: Miyuki Ruria, Momiji Mao)
Все боссы Touhou 10 (Художник: Miyuki Ruria, Momiji Mao)

Ещё один "перезапуск" серии, но в этот раз под нож попал не канон, а движок игры. С Touhou 10 начинается третья эра развития серии с полностью обновлённым движком, прорисованными трёхмерными задниками и уходом к более привычным японскому игроку мифологии и религиям синтоизма, даосизма и буддизма.

Санае Котия (Художник: Kishiyo)
Санае Котия (Художник: Kishiyo)

Другим преимуществом 10 части перед предыдущими является совершенно новая система бомб, которые теперь расходуются за счёт подбираемых power-up'ов. Учитывая, что валиться их в игре достаточно много, игра становится довольно лёгкой в своих основных этапах, но чуть сложнее в боссфайтах, т.к. каждая использованная бомба равна потери мощности атаки.

Скриншот Touhou 10 ~ Mountain of Faith
Скриншот Touhou 10 ~ Mountain of Faith

Вариант 4: Touhou 13 ~ Ten Desires

Все персонажи Touhou 13 (Художник: Nakadai Chiaki)
Все персонажи Touhou 13 (Художник: Nakadai Chiaki)

Вариант рекомендуется для тех, кому значение разрешений вроде 640х480 и 800х600 кажутся чем-то архаичным из времён палеолита. Хоть официально следующая эра серии и начинается с 14 части, первые изменения, предвещающие это, появились ещё в 13 части.

Скриншот Touhou 13
Скриншот Touhou 13

К тому же, 13 часть является одной из самых простых частей серии, на ряду с 8. Это выражается и в довольно простых паттернах атак боссов (тот что на скриншоте так вообще финальный босс на лёгком уровне сложности) и в дополнительной механике Транса, позволяющая становится неуязвимым на достаточно продолжительный промежуток времени. Таким образом, 13 часть отлично подойдёт для тех, кто в bullet-hell'ы особо не играет, но ознакомится с тем, что такое Touhou Project хочет, поскольку со времён Ten Desires ни движок, ни графика в серии не менялись по сегодняшний день и последнюю на данный момент 17 часть.

Все играбельные персонажи Touhou 13 (Художник: Hina Hina)
Все играбельные персонажи Touhou 13 (Художник: Hina Hina)

Вариант 5: В топку игры

Обложка первого тома Touhou Suzunaan (Художник: Moe Harukawa)
Обложка первого тома Touhou Suzunaan (Художник: Moe Harukawa)

Если же вам не нравится перспектива проходить данмаку-игры по самым разнообразным причинам, есть несколько методов ознакомится с персонажами и миром Touhou Project в обход оригинальных произведений.

Во-первых, официальная литература. 7 книг по вселенной, написанных лично ZUN'ом и проиллюстрированных профессиональными художниками. Каждая из книг повествует о каком-то аспекте вселенной.

  • Bohemian Archive in Japanese Red - рассказ от лица Аи Сямеймару о каждом из важных персонажей и кратких сводках сюжета вселенной до 9 части включительно.
  • Seasonal Dream Vision - не совсем официальный, но написанный ZUN'ом набор из 12 глав манги и 1 рассказа, рассказывают о событиях до 9 части включительно.
  • Perfect Memento in Strict Sense - своего рода энциклопедия Генсокё, описывающая некоторых персонажей и локации мира глазами обычного человека. Снова каноничен до 9 части включительно.
  • The Grimoire of Marisa - книга, написанная от лица Марисы Кирисаме о спеллкартах, которые используют различные персоны Генсокё вплоть до 11 части включительно.
  • Symposium of Post-mysticism - ещё один, скорее справочник, чем книга, рассказывающий о событиях между 10 и 13 частями серии.
  • Alternative Facts in Eastern Utopia - ещё одна книга, написанная от лица Аи Сямеймару в виде статей о жителях Генсокё, на сей затрагивающая события вплоть до 15 части серии.
  • The Grimoire of Usami - содержит в себе мангу и информацию о спеллкартах до последней на данный момент 17 части. Не переведена.

Во-вторых, официальная манга, которая разделена на несколько циклов. Самые важные из них:

  • Touhou Sangetsusei - манга о повседневной жизни трёх фей Света, которых можно было наблюдать в Touhou 12.8 ~ Fairy Wars.
  • Touhou Bougetsushou - развивает идеи событий из Touhou 8 ~ Impereshable Night.
  • Touhou Ibarakasen - история о Касэн Ибараки, которая официально появляется впервые в файтинге Touhou 14.5 ~ Urban Legend in Limbo.
  • Touhou Suzunaan - история о Косудзу Мотоори, жительницы деревни людей и владелице книжной лавки Судзунаан.

Помимо этого имеется ещё 2 официальные серии манги, перевода которых на данный момент не имеется.

В-третьих, русская вики, содержащая в себе если не всё, то очень большое количество информации по вселенной и фэндому. Там же можно найти переводы вышеупомянутых книг и манги.

Естественно, на этом список даже официального материала по вселенной Touhou Project не заканчивается, однако этого вполне достаточно, чтобы разобраться в большей части информации, необходимой для понимания происходящего в многочисленных фанатских работах - играх, артах, додзинси и т.д. Удачного погружения в этот удивительный мир Генсокё.

Спасибо за прочтение! Материал вновь получился объёмным и вряд ли кому-то так уж необходимым, но я считаю подобное должно было появится рано или поздно. Отдельное спасибо, если дочитали текст до конца без скипов. Буду рад любым лайкам и комментариям.
Счастливо оставаться дома!