Найти тему
basilius3

"Лучистая энергия" Барченко

Александр Васильевич Барченко родился в 1881 году в городе Елец (Орловская губерния) в семье нотариуса окружного суда.
Предметом его увлечений с ранней юности стали
оккультизм, астрология, хиромантия. Граница между оккультизмом и естественнонаучными дисциплинами была еще в достаточной степени размыта, поэтому для углубления своих знаний Александр решил заняться медициной, отдавая предпочтение изучению паранормальных человеческих способностей - феноменам телепатии и гипноза.

В 1904 году Барченко поступает на медицинский факультет Казанского университета, а в 1905-м - переводится в Юрьевский университет.
Особую роль в дальнейшей судьбе Барченко сыграло знакомство с профессором римского права
Кривцовым, преподававшим на кафедре Юрьевского университета. Профессор Кривцов рассказывает ему о своих встречах в Париже с известным мистиком-оккультистом Сент-Ивом де Альвейдром.
Барченко впоследствии поведает об этом следователю НКВД:
"
Рассказ Кривцова явился первым толчком, направившим мое мышление на путь исканий, наполнивших в дальнейшем всю мою жизнь.
Предполагая возможность сохранения в той или иной форме остатков этой доисторической науки,
я занимался изучением древней истории, культуры, мистических учений и постепенно ушел в мистику.
Увлечение мистикой доходило до того, что в 1909-1911 годах, начитавшись пособий, я занимался хиромантией - гадал по рукам
".

-2

Барченко приступает к изучению паранормальных способностей человека. Но перед тем ему довелось немало постранствовать по свету. "В качестве туриста, рабочего и матроса" Барченко объехал, по его собственным словам, "большую часть России и некоторые места за границей".
С 1911 года
Александр начинает публиковать результаты своих изысканий, время от времени перемежая чисто теоретические статьи художественными произведениями на сходную тему.
Его рассказы появляются на страницах "
Мир приключений",
"
Жизнь для всех", "Русский паломник", "Природа и люди",
"Исторический журнал".

-3

Круг интересов Барченко был необычайно широк и охватывал все стороны естествознания как совокупности наук о природе.
Одной теме
Александр уделял особо пристальное внимание, -
это разнообразные виды "
лучистой энергии", оказывающие влияние
на жизнь человека.
Своё понимание "
энергетической проблемы" Барченко изложил
в очерке "
Душа Природы", опубликованном в 1911 году.
Начинался он с рассказа о роли солнечного светила - источника жизни на Земле, а возможно, также и на других планетах, например, на Марсе. Далее
Барченко сообщал своим читателям о присутствии растительности на Красной планете, о выпадении и таянии там снегов
и, конечно же, о загадочных марсианских каналах.
Все это позволяло ему высказать предположение, что на Марсе обитают "
существа, по разуму не только не уступающие людям, но, вероятно, далеко их превосходящие".
Столь же уверенно говорил он и о существовании эфира -
"
тончайшей, наполняющей вселенную среде".
В то же время процессы, идущие в недрах Солнца -
"
этой ослепительной Души природы, - чудовищные взрывы и вихри, тотчас отражаются на электромагнитном состоянии Земли.

-4

Стрелки магнитных приборов мечутся, как безумные, вспыхивают северные сияния...
Доходит до того, что телеграфы отказываются работать и трамваи двигаться...
Кто знает
, - восклицает далее Барченко, - не установит ли
когда-нибудь наука связи между такими колебаниями (напряжения солнечной деятельности) и крупными событиями общественной жизни?
".
В статье
Барченко рассматривались и другие виды "лучистой энергии" - свет, звук, теплота, электричество. Немалое место в статье отводилось
и рассказу об открытых французом
Блондло "N-лучах" как особой разновидности психофизической энергии, излучаемой человеческим мозгом. Исследования французских ученых Шарпантье и Андрэ показали, что практически любая мозговая деятельность человека сопровождается обильным излучением.
Загадочные "
мозговые лучи" интересовали ученых прежде всего потому, что они, как считалось, имеют непосредственное отношение к проблеме передачи мысли на расстояние. Хорошо знакомый с работами на эту тему западных и отечественных психологов Барченко поставил собственные эксперименты, несколько усовершенствовав "способ исследования".

-5

Методика экспериментов была следующая: два наголо обритых добровольца надевали на голову алюминиевые шлемы оригинальной конструкции, разработанной самим Барченко.
Шлемы участников опыта соединялись медной проволокой.
П
еред испытуемыми устанавливались два овальных матовых экрана,
на которых им предлагалось сосредоточиться. Один из участников
был "передающим", другой - "принимающим".

В качестве теста предлагались слова или изображения.
По сообщению
Барченко, в случае с изображениями положительный результат угадывания был близок к 100 процентам, а в случае со словами фиксировалось много ошибок. Частота ошибок увеличивалась, если использовались слова с шипящими или глухими буквами.
Доложив о результатах,
Барченко, однако, дал читателю понять,
что было бы неверным считать
N-лучи "исключительным двигателем мысли" - "смотреть на "N", как на самые мысли, нельзя, но нельзя также отрицать их тесной связи с последними".
В конце статьи, размышляя над важностью открытий в области
"
лучистой энергии", Барченко неожиданно возвращается к вдохновлявшей его идее о том, что древнему миру, возможно, были известны многие тайны природы, еще не познанные современным человеком.

-6

"Существует предание, - пишет он, - что человечество уже переживало сотни тысяч лет назад степень культуры не ниже нашей.
Остатки этой культуры передаются из поколения в поколение
тайными обществами. Алхимия - химия угасшей культуры"
.
Позже появляются и другие очерки
Александра Барченко,
озаглавленные еще более красноречиво: "
Загадки жизни",
"
Передача мысли на расстоянии", "Опыты с мозговыми лучами",
"
Гипноз животных" и так далее.
В статье "
Передача мысли на расстояние, часть II", опубликованной
в №32 журнала "
Природа и люди" за 1911 год, Барченко описывает один оригинальный аппарат, используемый им для опытов:
"
Располагая самым дешевым воздушным насосом, можно построить разновидность прибора, заменяющего "стенметр" Жуара.
Внутри тонкого стеклянного колпака каплей дамарлака, канадского бальзама или расплавленного с бурой стекла подвешивается сухая тонкая шелковая нить, на конце которой укрепляется в равновесии тонкая сухая соломинка, служащая стрелкой-указателем.
На конце соломинки распушен тончайший хлопочек гигроскопической ваты. Диск насоса посыпан мелко толченной солью. Отверстие насоса защищают кусочком сухого картона с пробуравленными дырочками
и небольшим бортом, чтобы не сдуло соль. Разреживают воздух осторожно, и аппарат готов к действию. Сосредоточьте взгляд
на клочке ваты, стрелку можно повернуть взглядом
".
Жизнь А.В. Барченко была насыщена разными событиями... но об этом позже.