30-летний Труман Бурбанк (Джим Керри) живёт на берегу океана. В городке, похожим на открытку из рая. Аккуратные домики с виниловыми заборчиками.
Добродушные соседи. Все приветливы и «айм файн» белозубы. Не жизнь, а мечта. Американская.
Но почему тогда так много желающих покупать с утра газету «Собачья жизнь»?
Труман отлично вписывается в общий ландшафт. Он тоже излучает дружелюбие.
У него дом с безупречным газоном. Новенький Форд, непыльная работа.
Жена-красавица, мама и лучший друг.
Однако по настоящему он счастлив только в короткие минуты перед зеркалом, когда фантазирует о дальних странствиях.
И в подвале, полном старья, где можно мечтать. И быть собой.
В любой момент Труман готов послать к черту, расписанную на годы вперёд «идеальную» жизнь с кредитами и прочей взрослой чепухой. Ради неизведанных горизонтов, странствий и впечатлений.
Особенно манит его остров Фиджи, где, возможно, живёт девушка его мечты. Не удивительно, что этого чудака никто не принимает всерьёз. У окружающих всегда наготове аргументы, чтоб отодвинуть планы мечтателя до следующего понедельника.
Если заменить экзотический остров на Москву, сюжет вполне чеховский. Чем мы взрослей - тем дальше от детской мечты и своих идеалов. Однако в истории Трумана важный нюанс – постепенно он сознает, что его реальность искусственная.
Все вокруг, включая самых близких – нанятые статисты.
Он жертва чужой игры. А его жизнь повод для любопытства, тщеславия и глупой рекламы.
Каким сложным и непредсказуемым становится в момент прозрения улыбчивый Труман!
Оказывается, он умеет быть подозрительным, саркастичным, агрессивным, изобретательным, скрытным, расчётливым, смелым и даже отчаянным.
И это так некстати для кукловодов из реалити-шоу! Мы видим общество, которому не нужны импровизаторы. Они непредсказуемы. Даже опасны. Их невозможно контролировать.
Гигантский телепавильон - едкая пародия на социум, который живёт бутафорской жизнью массовки, управляемой по обе стороны экрана.
Но, как бы ни был зол Труман на манипуляторов, чтобы почувствовать себя живым, он должен преодолеть собственные страхи. Пережить очистительный шторм. Быть готовым погибнуть, если нужно. Только так можно обрести свободу и право быть собой.
Известно, что режиссёр фильма Питер Уир заставил сценариста Эндрю Никкола переписать сценарий около 20 раз, чтобы добиться комедийной лёгкости. При этом продюсер шоу в фильме не случайно остался с именем Кристоф (Христос) .
И, если телевизионного босса можно обвинять в цинизме и эксплуатации человека, что делать с более могущественным создателем вселенского шоу? Который устраивает испытания почище дня сурка : «леди на велосипеде, мужчина с букетом и фольксваген-жук с помятым крылом", что движутся по кругу? Способны мы быть творцами жизни или нам не дают заиграться в пьесе, где все - лишь. временные актёры?
Однако, какие бы испытания не ждали героев за стенами студийного павильона, надо пытаться разглядеть дверь в стене. Быть смелым, когда боишься. Плыть вперёд, даже в одиночку. Чтобы приблизить мечту о Фиджи. А он, понятно, у каждого свой.
Конечно, можно и не доплыть. Но попытка тоже засчитывается. К тому же, велика вероятность обрести нечто более ценное.
Как Колумб, который искал короткий путь в Индию. А открыл Америку.
Режиссёр Питер Уир: «Мы все смотрели войну в Персидском заливе, как будто это было телешоу. Камеры вошли во все. Телевидение стирает границу между фактом и вымыслом»…
Питер Уир, чьи фильмы принесли 6 Оскаров, вырос в Австралии, которую англичане превратили в дистанционную тюрьму. Поэтому там не принято расспрашивать о корнях.
Его отец был брокером в сфере недвижимости и сын стал помогать ему, когда бросил школу, а позднее университет.
По местной традиции Питер отправился на пароходе в Лондон, поскольку местные считают: провести неотлучно год в Австралии, все равно, что танцевать всю вечеринку с мамой. Во время путешествия, они с приятелем снимали телеревю для пассажиров и неожиданно обрели успех.
По возвращении из Лондона Питер трудился на ТВ. Затем освоил документальное и художественное кино, открыв миру Мела Гибсона и других, популярных ныне австралийских актёров.
В Голливуде Уир заработал репутацию режиссёра, чьи фильмы заставляют думать. Трогают душу и сердце. Как «Общество мёртвых поэтов», где комик Робин Уильямс впервые сыграл драматическую роль.
История повторилась, когда авторитетный продюсер Скотт Рудин (сделал 8 фильмов с Уэсом Андерсеном) прислал Уиру сценарий новозеландца Эндрю Никкола.
"Вот история, где обстоятельства буквально подавляли человека так, что он должен был вырваться из своего мирского существования. Эту фантазию о побеге я нашел невероятно трогательной".
Решение предложить роль Трумана - особенного человека, что сохранил свой внутренний мир в экстремально-лживой обстановке - Джиму Керри, возникло, когда Уир разглядел в его Эйс Вентуре нечто от Чарли Чаплина. И вот 51-летний режиссер вылетает из Сиднея в Лос-Анджелес.
Он дал послушать Джиму одну из песен Pink Floyd "Wish You Were Here": "Итак, вы думаете, что можете отличить рай от ада? Голубое небо от боли? Можно ли отличить зеленое поле от холодного стального рельса?
И Керри согласился, снизив обычный гонорар с 20 до 12 млн$. А Уир согласился ждать Керри, занятого на других съёмках, целый год.
Джим Керри: «Для меня это был риск. Я мог потерять популярность. Остаться непонятым. Но я решил сделать то, чего от меня НЕ ждут. Я горд, что снялся в фильме, который оказался знаковым для людей».
По контракту Джим имел право адаптировать сценарий, так сцены перед зеркалом – полностью его импровизация. "Он абсолютный перфекционист», - отозвался о Керри Питер Уир.
Задачу, снять художественной фильм в стилистике документального кино блестяще решил оскороносный британский оператор Питер Бижу.
В современный саундтрек ленты органично вошла музыка Шопена, Рубинштейна, Моцарта.
В итоге "Шоу Трумана" стало продуктом содружества многих, очень талантливых людей. Отсюда и куча его наград.
Цитаты из фильма:
Мы принимаем реальность такой, какой нам её преподносят.
Хочу быть первооткрывателем, как великий Магеллан. Поздно, все уже открыто.
Пора очистить центр от отребья, пока нас не затопило, как всю страну.
Когда я непредсказуем, они, как бы, теряют нить.
Держите меня, я импровизирую!
Они движутся по кругу. Объедут круг и назад!
Куда не с вернёшься - пробки. Феноменальная слаженность.
Через воду ты не поедешь, поехали домой, там безопасно.
Ему повезло, что остался в живых, в другой раз будет отвечать по закону.
Если бы он твёрдо решил докопаться до истины, его бы ничто не остановило.
Врубайте рассвет!
У нас нет ни одного рулевого, они актёры!
И как мы его остановим?
Ну что, кишка тонка? Слабо вам меня убить?!
Он будет тонуть, но назад не повернет.
Ты настоящий и поэтому за тобой было так интересно наблюдать.
В голову мою вы камеру не засунули.