Министерство природных ресурсов и экологии Хакасии прилагает достаточно много усилий для того, чтобы резонансная тема экологии в республике в итоге вошла в спокойное русло принимаемых властями управленческих решений. Да, экологических проблем в регионе много. Да, от них никуда не деться. Разумеется, их нужно решать, но решать не сиюминутно (такое в принципе невозможно), а поэтапно, шаг за шагом, чтобы в итоге добиться желаемого результата. И для совершения таких шагов Хакасия уже серьезно готовится.
Об этом и о многом другом в интервью 19rus.infо рассказала в День эколога замминистра природных ресурсов и экологии по охране окружающей среды РХ Ольга Лушникова.
Вот лишь некоторые из сделанных госпожой Лушниковой во время этого разговора заявлений.
«В природоохранную отрасль я пришла в 1997 году, начинала свою трудовую деятельность в Госкомэкологии Хакасии. Это был федеральный орган исполнительной власти, тогда у субъекта полномочий еще не было в этой сфере. Имею два высших образования - «программист» (специализация «математика» и «информатика») и «инженер-эколог».
«Тема экологии действительно резонансная. Все эти проблемы видны, носят они сезонный характер. Если у нас в зимний отопительный сезон люди жалуются на качество атмосферного воздуха, то когда наступает лето, всех беспокоит наличие несанкционированных свалок. Проблем мы не скрываем, их очень много — и копились они годами, и требуют они долгосрочного решения. Одномоментно очень многие проблемы решить невозможно. И здесь хочу сказать, что в настоящее время нам бюджет очень хорошо помогает, чего раньше не было — на трехлетний период нам выделено (на решение проблем с состоянием атмосферного воздуха) в пределах 54 миллионов рублей.
Сейчас нами разрабатывается прогнозная схема, которая позволит Хакасгидромету объявлять режим неблагоприятных метеоусловий. И в этом случае предприятия смогут реализовывать свои экологические мероприятия, снижать выбросы. Мы это будем контролировать совместно с Росприроднадзором. В таком формате мы не работали, нам тоже придется учиться. Если в других субъектах РФ такой режим объявлялся еще 5-7 лет назад и надзорные органы контролировали процесс, у нас такого опыта нет. Для нас все это будет новым».
«Также мы разрабатывает проект предельно допустимых выбросов в атмосферу Хакасии на основании сводных расчетов для Абакано-Черногорского промышленного узла — для того чтобы понять вклад всех источников загрязнения в атмосферу и оценить его. Это будет документ, который уже позволит принимать управленческие решения, его также можно будет использовать при разработке градостроительной документации и генпланов. Посмотрим мы и на то, насколько разрезы влияют на состояние атмосферного воздуха в Хакасии».
«У нас также уже заключен контракт на поставку передвижной лаборатории, она будет работать в Хакасии в сентябре — как для осуществления мониторинга, так и для надзорных мероприятий. Это будет очень большая помощь — мы будем более оперативно реагировать на какие-то обращения граждан и на какие-то проблемы, в том числе и в зоне влияния угледобывающих предприятий. Без предупреждения».
«Также у нас сейчас очень большие подвижки по ликвидации объектов накопленного вреда. Вы слышали об этом — это так называемое лигнинное поле от прошлой хозяйственной деятельности гидролизного завода. Лигнин — сложный полимер, образующийся от производства спирта. И вот с 50-х годов до 1998 года там эти отходы складировались. Это, в принципе, опасное место площадью более 40 гектаров. Сейчас мы проводим инженерно-экологические изыскания, чтобы понять, что это за отходы, чтобы затем выбрать технологию по рекультивации этого объекта».
«Мусорная реформа очень сложная, и она тоже требует времени, чтобы ее реализовать. Она действительно идет с трудом. И не только у нас, а во всех субъектах Российской Федерации. Цели и задачи этой реформы, конечно, благие. Здесь мы работаем в очень плотном взаимодействии и с региональным оператором, и с органами местного самоуправления. Стараемся как можно оперативнее снимать все горячие вопросы».
Подробности в видеосюжете.