Мы подошли к последнему кризису Версальско-Вашингтонской системы, закончившемуся её полным разрушением. Это период 1935-1938 гг.
Англия после выхода Германии из Лиги Наций приступила к активным переговорам по условиям её возвращения. Это требовало серьёзного компромисса между требованиями Германии и интересами Франции (что вполне устраивало Англию). Франция для обеспечения своей безопасности продолжает активно продвигать идею Восточного пакта и выдвигает инициативу пригласить СССР вступить в Лигу Наций, что и происходит в сентябре 34-го года.
Одновременно Франция плотно работает с Италией, склоняя её активней противодействовать нарушениям Германии версальских ограничений в военной и территориальной области. Взамен Франция предлагает признать интересы Италии в Эфиопии.
Март 1935 г. – Саар по итогам плебисцита (по истечении срока в 15 лет) передан из-под контроля ЛН Германии. Это ещё усиливает Германию. В это же время Англия и Франция предлагают Германии заключить пакт о взаимопомощи в Восточной Европе. Германия соглашается на переговоры, но на двусторонней основе с Англией. Англия мгновенно соглашается, а 4 марта публикует «Белую книгу» о вооруженных силах, где мотивирует увеличение армии действиями Германии; Франция объявляет об увеличении срока службы в армии. Германия тут же использует это как повод для отказа от версальских ограничений по вооружениям, объявив в этом же месяце о создании ВВС и введении всеобщей воинской повинности. В конце марта состоялись англо-германские, а вслед за тем и германско-советские переговоры, на которых были обсуждены вопросы вооружений и отношение СССР к событиям в Европе.
В апреле 1935 г. отказ Германии соблюдать положения Версальского договора приводит к созданию Англо-Франко-Итальянского «фронта Стрезы» - по названию города в Италии, где проходила конференция означенных держав. Французская дипломатия возлагала на конференцию большие надежды по созданию единой коалиции в сдерживании усиления Германии и поддержании мира в Европе. Однако в реальности все три державы преследовали разные цены, в виду чего Фронт Стрезы вылился лишь в коммюнике самого общего характера - миру мир! Правительство Гитлера в ответ на решения Фронта Стрезы заявляет, что не признает ни сами решения, ни права этих стран вообще выступать судьями Германии. Муссолини, недолго думая, начинает весьма активную переписку с Гитлером, не встречая какого-либо противодействия Франции и Англии. Фронт Стрезы показал всю убогость политики умиротворения, проводимой Англией, а также неэффективность Лиги Наций, основные действующие силы в которой преследовали только собственные интересы.
Видя тщетность своих усилий в создании коалиции, Франция оживляется в переговорах с СССР. 2 мая 1935 г. в Париже подписан франко-советский договор о взаимопомощи. Румыния и Чехословакия выражают своё одобрение, видя в этом договоре гарантию своей безопасности. 13-15 мая состоялся визит Лаваля в Москву, однако перед этим Лаваль принял германского посла, которого заверил, что ради франко-германского двустороннего договора Париж тут же пожертвует любыми договоренностями с СССР. Эту свою позицию Лаваль поручил французскому послу в Германии незамедлительно донести до Гитлера.
На встрече со Сталиным в Москве было провозглашено, что «заключение договора о взаимной помощи между СССР и Францией отнюдь не уменьшило значения безотлагательного осуществления регионального восточноевропейского пакта в составе ранее намечавшихся государств и содержащего обязательства ненападения, консультации и неоказания помощи агрессору. Оба правительства решили продолжать свои совместные усилия по изысканию наиболее соответствующих этой цели дипломатических путей".
16 мая 1935 г. договор о взаимопомощи заключает с СССР и Чехословакия. Договор почти идентичен франко-советскому, с одной важной оговоркой: - что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку, при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь стороне - жертве нападения - будет оказана со стороны Франции." То есть, эти два договора фактически оформляли тройственный пакт о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией, а оговорка носила тот смысл, что СССР не давал возможности Франции переложить с себя на СССР всю тяжесть обязанности помогать Чехословакии в случае нападения Германии. Чехословакия и СССР незамедлительно ратифицировали договор.
Между тем, общественные настроения во Франции все более склонялись в пользу договора с СССР, как силы, которая единственная способна и желает поддерживать мир в Европе.
При этом, возвращаясь из Москвы, Лаваль заехал в Варшаву, где заявил Беку, что в случае нападения Германии на Чехословакию Польше не стоило бы пропускать войска СССР. Он проговорился Беку, что франко-советский договор – лишь инструмент против возможного сближения СССР и Германии.
Более того, 18 мая Лаваль присутствует на похоронах маршала Пилсудского в Кракове, где проводит 2-х часовую конфиденциальную встречу с Герингом, после которой возвращается в Париж светящимся от счастья. Все дальнейшие события в мае-июне 1935 года вокруг франко-советского договора ясно показывают, что Лаваль ищет наиболее тесного сближения с Германией, саботируя все обязанности договора, которые так или иначе могли бы вызвать раздражение Германии.
Англия в эти дни бомбардировала своё посольство в Париже с требованиями узнать, чем там занимается Франция, и донести Лавалю со всей откровенностью, что недопустимо вступать в войну с Германией на условиях, противоречащих соглашениям в Локарно.
Что замечательно, в июне 1935 г. Англия заключает с Германией военно-морское соглашение, по которому Германии разрешается иметь флот, равный 35% от совокупной мощи флота Англии. Это подавалось, как полное урегулирование отношений с Германией. Другой вопрос, что это практически соответствовало мощи французского флота, только немецкий флот при этом строился бы при новейших технологиях и вооружениях. Кроме того, Германия получила право строить подводные лодки, да еще и ничем не ограничиваясь.
Фактически, военно-морское соглашение между Англией и Германией являлось двусторонним нарушением Версальского договора, что вызвало взрыв возмущения во Франции. Нужно понимать, что соглашение ознаменовало собой капитуляцию Англии перед Германией по самому для неё важному морскому разделу Версальского договора, и заключалось соглашение без каких-либо консультаций с другими державами. Народный Комиссар Иностранных Дел СССР М. Литвинов, давая оценку этому соглашению, метко назвал Англию штрейкбрехером.
В конечном итоге Италия 3 октября 1935 г. вторгается в Эфиопию. На все вопросы, как страна, которая борется за мир, может осуществлять вторжение в другую страну, Муссолини издевательски отвечал, что и сам удивляется, что в Стрезе не был поднят вопрос об Эфиопии. Мол, все молчали, и он принял молчание за согласие с его позицией по Абиссинскому вопросу.
Вторжение в Эфиопию осенью 1935 г. и обсуждение этого вопроса в Лиге Наций привело к санкциям в отношении Италии. Англия даже сосредотачивает в Средиземном море свой флот, но при этом ведет тайные переговоры с Италией. СССР заявляет в Лиге Наций, что вопрос с Абиссинией не может быть исключением и страна должна быть защищена от агрессии. Кто бы слушал! Более того, английское правительство фактически вступает в сговор с Италией при попытках умиротворения, что в конечном счете приводит к отставке правительства, но дело сделано.
Санкции против Италии никто из серьёзных стран не поддерживает. Напротив, ряд стран, включая Германию, США, Австрию, Японию, расширяют своё присутствие в Италии. Германия пользуется кризисом для нормализации отношений с Италией и их укреплению.
Весной 1936 г. Германия вводит войска в Рейнскую область. Это очередное нарушение Версальского договора. США, Англия и Франция имели сведения о подготовке этого шага Германией, но по разным причинам не стали противодействовать. Англия рассчитывала усилить влияние на политику Франции перед лицом германской угрозы, США считали для себя полезным осложнение положения Англии в Европе, а Франция рассчитывала на помощь Англии и Италии и воздержалась от самостоятельных действий. Когда же Германия произвела ремилитаризацию Рейнской области, Англия и Италия отказали в содействии, сославшись на вздорные обстоятельства. Берлин тут же заявил о необходимости замены Локарнских соглашений, втянув Англию и Францию в новые переговоры. В результате Франция получила сокрушительный удар по своим позициям в Европе, что усилило превращение её политики в политику «умиротворения».
Летом 1936 г. происходят два значимых события: конференция в Монтрё и франкистский мятеж в Испании. Стремясь сблизиться с Турцией для использования её в противовес Италии, Лондон поддерживает желание СССР и Турции пересмотреть Лозаннские соглашения по Черноморским проливам. Англия и Франция на конференции в Монтрё согласились на изменение режима проливов с учетом интересов Москвы.
Начавшийся 18 июля франкистский мятеж отвлёк Англию и Францию от центральноевропейских проблем. Германия и Италия без промедления объявляют о своей поддержке Франко, демонстрируя тем самым свою антикоммунистическую позицию. Англия и под её нажимом Франция заявляют о невмешательстве, симпатизируя режиму, в котором Англия видела гарантию нераспространения коммунистического влияния. США применили закон о нейтралитете, тем самым оказывая прямую поддержку мятежникам и способствуя укреплению германо-итальянского союза, который рассматривался Вашингтоном в качестве противовеса Англии и Франции.
Произошедшие изменения в Европе способствовали дальнейшему сближению Германии, Италии и Японии. Италия после захвата Эфиопии искала противовес Англии и Франции. Совместная с Германией помощь Франко в Испании приводит к возникновению 26 октября 1936 г. «оси Берлин-Рим». 14 октября 1937 г. Германия, пообещав Бельгии неприкосновенность её границ, добивается отказа Бельгии от Локарнских договоренностей. В свою очередь Токио ищет в Европе антисоветских союзников. 25 ноября 1936 г. Япония и Германия заключают антикоминтерновский пакт. 2 декабря 1936 г. заключен японско-итальянский договор, а 6 ноября 1937г. Италия присоединяется и к антикоминтерновскому пакту.
В 1937 г. , учитывая изменения в Европе и видя незаинтересованность США во вмешательстве, Япония приступает к активным действиям на континенте. Подтвердив советско-маньчжурским инцидентом в конце июня свою антикоммунистическую направленность, 7 июля 1937 г. Япония объявляет войну Китаю. 16 июля 1937 г. США, вопреки надеждам Англии на совместные действия в Токио и Нанкине, заявили, что не исключают пересмотра Вашингтонских договоренностей.
21 августа 1937 года Китай и СССР подписывают договор о ненападении. В Китае Гоминьдан и КПК создают единый фронт, что приводит к признанию США и Англией японской морской блокады китайского побережья. Предложение Англии обсудить бойкот Японии США отклонили. Конференция Лиги Наций в ноябре 1937 г. в виду общего нежелания вмешиваться в японско-китайский конфликт окончилась безрезультатно. Англо-американские переговоры декабря 1937 г – января 1938 г., касавшиеся общих действий против Японии, были прерваны из-за стремления обеих сторон взвалить на партнера основное бремя этих действий. На ноту Англии и США в феврале 1938 года с требованием прекратить возведение военно-морских баз в тихоокеанском регионе Япония ответила вежливым отказом, чем дело и кончилось.