12 сентября 1494 года в семье Карла Ангулемского и Луизы Савойской родился сын, нареченный Франциском.
21 год спустя ему суждено было взойти на престол Капетингов под именем Франциска I Валуа и стать одним из великих правителей Франции.
Его предшественник, Людовик XII был бездетным, вел беспокойную жизнь, полную военных приключений. А по сему позаботился о наследнике заранее. Франсуа Ангулемский приходился ему племянником и был с юных лет осведомлен о высоком жребии, который ему выпал. Более того, еще до вступления на престол он сумел принести пользу короне - его брак с Клод Французской, старшей дочерью Анны Бретонской, которую Людовик буквально отбил для племянника у Максимилиана Австрийского, закрепил права французских монархов на герцогство Бретань, входившее в приданое Клод. Этот брак состоялся 18 мая 1514 года к вящей радости короля и семьи.
1 января 1515 года Людовик XII внезапно скончался.
И, согласно галликанской традиции, в миг его последнего вздоха, Франсуа Ангулемский стал королем Франции Франциском I Валуа.
«Король умер - да здравствует король!»
Новый государь принял помазание в Реймсе 18 мая.
Он торопился, прекрасно сознавая сложное положение, в котором оказалась страна после политических и военных неудач дядюшки. Ведь Людовик с треском проиграл Итальянские войны. Разгром при Равенне 1512 года перечеркнул все успехи Карла VIII и, казалось бы, поставил точку в стремлении французских монархов овладеть Италией.
Но Франциск был не склонен отказываться от этих планов. Имея перед глазами пример предшественника, и памятуя, что на силу всегда может найтись другая сила, собирался решить «итальянскую проблему» не только военным, но и дипломатическим путем.
По условиям дипломатических игр той эпохи, сначала необходимо было продемонстрировать, на что ты способен и доказать, что с тобой надо считаться.
По сему уже 15 августа стремительным маршем король во главе внушительной армии пересек Альпы. 14 сентября одержал блестящую победу в битве при Мариньяно, что давало ему возможность вернуть под контроль короны герцогство Миланское.
Следующим политическим шагом молодого государя стало восстановление дипломатических отношений со Святым Престолом.
Необходимость в этом назрела очень давно, еще со времени Прагматической санкции 1437 года, которая фактически делала Галликанскую церковь независимой от Рима, что лишало Святой престол не только контроля над королевством, но и значительной части доходов.
Желая решить эту проблему, Франциск обратился напрямую к Папе Льву Х, заключил с ним мирное соглашение и предложил конкретные шаги по урегулированию вопроса. Эти действия монарха вылились в Болонский конкордат, заключенный двумя сторонами в 1516 году и ратифицированный Парижским парламентом в мае 1517 года.
Императору Карлу V внезапное потепление отношений между Святым Престолом и Францией не внушало радости и заставило активизировать противодействие французам в Италии.
А у Франциска на тот момент, кроме папы, имелся лишь один и весьма ненадежный союзник – король Англии, готовый в любой момент во имя собственных интересов переметнуться на сторону противника .
По сему не удивительно, что скоро военное счастье изменило королю. Привыкшая господствовать в Европе империя Габсбургов совсем не хотела отказываться от итальянских территорий, их богатств, портов, доступов к торговым путям из-за амбиций дерзкого юнца. К тому же у них был неисчерпаемый источник доходов - драгоценный металл из Нового Света тек широкой рекой в королевскую казну и позволял не считаться с военными расходами для поддержания престижа и защиты интересов.
Франциск стал терпеть одну неудачу за другой: поражение при Бикокке и изгнание из Милана в 1522 году, поражение при попытке вернуть Милан в 1524, и наконец, катастрофа при Павии (25 февраля 1525 года в ходе сражения у города Павия с итальянскими и имперскими войсками король Франциск I был взят в плен армией императора Карла V и увезен в Мадрид, где прожил целый год) свели на нет все все усилия государя по овладению Италией.
В 1526 году по условиям Мадридского договора царственный пленник получил свободу.
Едва вернувшись домой в 1527 году, он возобновил Итальянскую кампанию, намереваясь отыграться.
Однако после целого ряда неудач и поражений в 1529 году вынужден был отдать приказ об оставлении Апеннинского полуострова французскими войсками.
Таким образом, Италия снова не покорилась Лилиям.
Правда, сами итальянцы в решении своей судьбы принимали наименее активное участие, большей частью наблюдая за противостоянием держав и просчитывая собственные выгоды.
Начало Реформации
И на фоне всех этих военно-политических хлопот и вызванного ими экономического спада во Францию пришла Реформация.
События развивались так.
Объявленный еретиком и осужденный папой Львом Х, Лютер согласился на рассмотрение своей доктрины на факультете теологии в Парижском университете - самом авторитетном учебном заведении того времени. Содействие бунтарю монаху оказывал сам курфюрст Фридрих Саксонский, потому ученые мужи не указали наглецу на дверь, а приняли идею о дебатах всерьез.
2 мая 1520 года Ноэль Бедье, именуемый Беда, синдик факультета, направил коллегам послание и сформировал, как бы мы сказали сейчас, экспертную комиссию. Захваченный своей затеей, при поддержке единомышленника Жака Бартелеми, Беда с энтузиазмом приступил к подготовке дебатов.
Правда, на что он надеялся не понятно – Сорбонна того времени была предана папству, непримирима, консервативна, истово ненавидела новаторов. Она яростно осуждала Жанну д’Арк, обвиняла печатников в чародействе и объявила едва нарождавшуюся Реформацию преступлением, достойным самой суровой кары, прежде чем успела разобраться в ее сути.
По сему финал этой затеи был предсказуемым.
15 апреля 1521 года факультет теологии, назвав лютеровы тезисы «нечестивыми, еретическими, схизматическими, богохульными, вредными и отвратительными», провозгласил, что автор должен публично отречься о них, а его приверженцы должны быть истреблены. Людей и книги, зараженные столь чудовищными заблуждениями, приговаривали к очистительному пламени, о чем и было в вежливой, но решительной форме сообщено Фридриху Саксонскому.
Парижский парламент разделил ярость университетских ортодоксов, ересь была осуждена законодательно и каралась смертью.
Незадолго до этих событий Франциск I созвал Галликанский Собор, призванный реформировать церковь в связи с принятием Болонского конкордата и в соответствии с изменившимися условиями и установками церковной политики государства.
Собор не дал практических результатов. Король отвлекся на отражение внешней агрессии – в 1521 году Карл V начал масштабное вторжение в Северную Францию, и государю надлежало возглавить армию.
Тем временем, церковные иерархи так не смогли договориться и согласовать собственные интересы с интересами Рима и монарха.
И тогда же случилось еще более грозное для короля событие - неожиданно умер его главный союзник в церковных делах молодой, энергичный, вполне светский папа Лев Х из рода Медичи - великих властителей Флоренции.
После поражения при Павии ортодоксы оказались в выигрышном положении.
Однако по возвращении государя основой политики снова стал либерализм, т. к. король не хотел портить отношения с протестантскими князьями Германии, многие из которых были его союзниками в борьбе с Габсбургами.
Тогда и началась «политика лавирования» между Папой, реформаторами и Габсбургами.
На фоне всех этих неурядиц вероятно, лишь одно событие доставило радость монарху – административное объединение Бретани с Францией, состоявшееся в 1532 году. Закрепленное официально, оно устраняло один из источников опасности ухода короны из рук Валуа.
В октябре 1533 года Франциск I встретился с папой Климентом VII в Марселе на праздновании свадьбы своего второго сына герцога Орлеанского Генриха (будущего Генриха II) с Екатериной Медичи. Там он получил от понтифика разрешение на переговоры с протестантами и там же, предвидя последствия и сложности, обзавелся двумя буллами, дозволяющими ему искоренять ересь в государстве.
Впрочем, он не намерен был усердствовать ни в одном, ни в другом. Все действия монарха были продиктованы исключительно рациональными соображениями, тревожной обстановкой в самом королевстве и сложностями международного положения Франции.
Однако Климент VII требовал от короля решительных действий, ибо видел в распространении Реформации во Франции и прямую угрозу папской власти и только что восстановленному контролю над Галликанской церковью.
50 слов, изменивших судьбу Франции
Его смерть и возведение на папский престол кардинала Фарнезе (Павла III) - «апостола контрреформации», казалось, давала прекрасные шансы двум доктринам договориться мирно.
Но, как всегда, вмешался Его Величество Случай. Хотя, может быть, это была тонко рассчитанная провокация.
18 октября 1534 года в Париже была распространена листовка, перечеркивающая все усилия умеренных с обеих сторон. Обнаружил этот «листок» и король, причем у двери собственной опочивальни в «чаше, куда он клал носовой платок».
50 слов «листка» заложили камень в основание будущей кровавой распри. В нем говорилось следующее:
«Я призываю небо и землю в свидетели истины против этой напыщенной и горделивой папской мессы, которая сокрушает и однажды окончательно сокрушит мир, ввергнет в бездну, сгубит и опустошит. Этой мессой все схвачено, все осквернено, все поглощено. Истина перед ними виновна, истина им угрожает, истина гонится за ними и преследует их».
Естественно, разгорелся неслыханный скандал, фанатики ухватились за столь редкостную удачу.
Лично оскорбленный Франциск I (который, несмотря на весь свой либерализм, был добрым католиком) не стал мешать радикальным мерам Парламента и публично заклеймил дерзость еретиков, хотя и призывал к благоразумию.
Его не услышали.
В то же вечер на Гревской площади Парижа вспыхнуло шесть костров.
Протестанты заявили в ответ на эти действия, что не ведут переговоров с Антихристом. Началось их массовое бегство в Германию к единоверцам.
В таких условиях глава протестантских умеренных Меланхтон, незадолго до этого приглашенный Франциском I в Париж, естественно, не решился появиться во Франции. Сорбонна отказалась рассмотреть предложенный им меморандум.
Тщетно понтифик требовал милосердия к осужденным, тщетно пожаловал кардинальскую шапку покровителю умеренных Жану дю Белле, тщетно объявил о созыве собора, призванного очистить Церковь.
Вторя ему, король столь же тщетно подтвердил приглашение Меланхтона, согласился на амнистию схваченных по подозрению, попытался остудить пыл Парламента.
Возможность мирного разрешения была безвозвратно упущена, с этого времени об умеренности можно было забыть.
Обе стороны перешли к состоянию открытой войны, хотя пока дело не заходило дальше проклятий и яростных проповедей с одной стороны, арестов и костров с другой.
Противостояние доктрин и королевств
Началась эпоха противостояния.
Королевский эдикт о 1 июля 1540 года призывал «сплотиться против лютеран» и объявил донос долгом.
В 1541 году на французский было переведено «Христианское установление» Кальвина, а эдикт от 1 июля 1542 года требовал передать все экземпляры этой и других запрещенных книг Парламенту под угрозой повешения за укрывательство. Под страхом того же наказания запрещалась печать любой литературы без церковной визы, запрещалось публиковать что-либо без знака типографа или книготоргового заведения. Организовывалась книжная цензура, был составлен индекс запрещенных произведений.
Все это происходило на фоне непрекращающегося конфликта с Габсбургами.
В 1535 году война Франциска I и Карла V возобновилась. Франциск взял Турин, император вторгся в Прованс.
В начале 1536 французскому монарху донесли об имперском плане полномасштабного вторжения во Францию с четырех сторон, дабы взять Париж в кольцо и завладеть сердцем королевства.
Франциск пресек эти намерения в самом начале, успешно отразив нападение испанцев на границе, и в ответ сам занял Пьемонт.
Видя, что силы примерно равны, и решительной победы противостояние не сулит ни тому, ни другому, стороны предпочли взять передышку.
В 1538 году в Ницце был подписан мирный договор, по условиям которого каждый оставался при своем.
Но все понимали, что это лишь пауза.
В 1542 году Карл V заключает союз с королем Англии Генрихом VIII и провоцирует французского монарха на новые военные действия, присвоив в 1543 году Гельдерн, издавна принадлежавший Клевскому герцогскому дому, вассально зависимому от французской короны.
Война возобновляется.
Франциск направляет в северную Италию три группы войск, начинает осаду Кариньяно и 14 апреля 1544 года выигрывает у имперских войск сражение при Черезоле. Однако победа не имеет стратегического значения, т. к. в это же самое время английские войска осаждают Монтрей и Булонь, а имперские двигаются к Парижу по долине Марны через Эперне, Шатильон, Шато-Тьери.
В тот момент была весьма высока вероятность захвата Парижа.
Однако, руководствуясь Бог знает какими мотивами (скорее, религиозными, т. к. «ересь» расползалась по Европе с чудовищной скоростью, а религиозный фанатизм Карла V и его сына был столь велик, что зачастую брал верх над прагматизмом и трезвостью весьма успешных политических деятелей), император предложил французскому монарху мир.
Тот, естественно, с радостью согласился.
18 сентября в Крепи был заключен мирный договор, по которому обоюдные завоевания возвращались, король Франции отказывался от верховного ленного права на бургундские наследственные области, Фландрию и Артуа, а также от Неаполя. Император в свою очередь отказывался от притязаний на Французскую Бургундию. Также по договору второй сын короля герцог Орлеанский брал в супруги дочь императора или одну из дочерей Фердинанда Арагонского. В первом случае он получал Нидерланды, во втором – Милан. Кроме того, король обещал свою помощь императору в борьбе с турками и содействие в деле искоренения ереси повсеместно.
Столь блестящие для Франции условия вызвали немалое изумление. Карла величали рыцарем, полагая, что он заключил мир на таких условиях для объединения всех христианских государей в антитурецкую коалицию.
Однако у Карла были иные планы.
Успех и масштаб распространения Реформации не давало покоя этому пламенному католику, к тому же угрожало немецким владениям Габсбургов. Потому все мысли, устремления и решения монарха были направлены на борьбу с ересью, чего он недвусмысленно потребовал от побежденного противника.
Генрих VIII Английский не был настроен столь мирно. Военные столкновения с Англией продолжались, и Булонь оставалась в руках врагов.
Франциск I не только по условиям мира, но и в силу сложившейся в государстве ситуации вынужден был заняться «искоренением ереси».
Он сам четыре года назад объявил антиреформационную кампанию. Поздно было отступать.
К тому же протестанты стали вести себя агрессивно, вынуждая королевских чиновников действовать жестоко.
По меткому выражению одного хрониста «костры буквально плодили» приверженцев Реформации.
Прекрасно понимая, что происходит в его «добром королевстве», что его ждет в ближайшем будущем, Франциск I на смертном одре «завещал своему сыну не медлить с наказанием для тех, кто, прикрываясь властью и громким именем, развязал этот дикий скандал, хотя лишь Богу дано отмщение».
31 марта 1547 года на 56-м году жизни король скончался. Его последние слова были таковы:
«Господи, как тяжела эта корона, которая, как я думал, была Твоим даром мне!».
Таков краткий обзор жизни и деятельности монарха.
Резюме
Добавлю еще несколько слов.
Франциск I, прозванный королем-гуманистом, сам себя именовавший королем-рыцарем, по праву занимает свое место в ряду великих правителей Франции.
Интеллектуал, эстет, вольнодумец и либерал. С его именем тесно связан французский Ренессанс. Франциск прекрасно разбирался в живописи, любил архитектуру, много читал и свободно говорил на нескольких языках. При нем во Франции творили Леонардо да Винчи, Клеман Маро, Бенвенутто Челинни, Рабле, гуманист Робер Этьенн, заказы от него получали Тициан и Рафаэль, он переписывался с Эразмом Роттердамским, по его приказу был учрежден Коллегиум трех языков (будущий Коллеж де Франс), где изучали греческий, иврит и латынь, не преподававшиеся в то время в Сорбонне, он значительно перестроил в ренессансном стиле Лувр и свой любимый замок Шамбор на Луаре, собрал в своей резиденции в Фонтенбло прекрасную библиотеку.
В то же время это был рассудительный и мудрый политик, бесстрашный воитель, тонкий дипломат и прозорливый государственный деятель, Франциск заложил основы прочной королевской (читай централизованной) власти, с такой охотой воспринятые преемниками, особенно Беарнцем.
Отзывчивый и чуткий к новым идеям, государь способен был оценить и воспринять веяние времени. Он попытался понять Реформацию и даже извлечь из нее некую пользу, что не вышло главным образом из-за неуемного фанатизма обоих сторон.
Великолепно образованный, воспитанный в духе светской культуры итало-французского Ренессанса, он умел мыслить свободно и масштабно, обладал достаточной твердостью и решительностью, дабы доводить начатое до конца.
Но в то же время король способен был на тонкую дипломатию, хитрую политическую игру, не боялся компромиссов, если таковые были выгодны. Он был истинным политиком, и ставил благо короны во главу угла. Никакие, даже самые высокие идеи не могли увлечь его настолько, чтоб он поступился интересами королевства.
По сему с одной стороны – гуманист, вполне светский мыслитель, способный понять и принять Реформацию как явление, требующее осмысления. А с другой – трезвый, жесткий, расчетливый политик, оценивающий все с точки зрения опасности и выгоды.
Что бы ни делал этот государь, высшей ценностью для него всегда оставалось благо королевства, которое он, как умел, укреплял и защищал в течение тридцати двух лет своего крайне сложного правления.
Поэтому, не смотря на военные неудачи, плен, не смотря на то, что многие его замыслы остались неосуществленными или потерпели крах, Франциск I по праву занимает свое место в ряду великих властителей Франции.