Кто-то утверждает, что Лермонтов имел в виду Ангела-Хранителя; другие считают, что Ангелом для него была мама.
В два с половиной года Миша потерял мать. Но он помнил, помнил. В памяти звучала колыбельная, которую она ему пела.
Воспоминание о маме-ангеле
В 1831 году Лермонтов пишет стихотворение «Ангел». Ему шестнадцать лет. Все ранние стихи в дальнейшем, при печати, были поэтом отброшены, кроме этого.
Особенность народной поэзии – конкретизировать и очеловечивать все таинственное и возвышенное – воплотились в этом произведении.
Нарисована простая и понятная картинка: по небу летит Ангел. Ангел – посланник Бога. Он исполняет поручение: вложить в тело рождающегося в этот миг младенца живую душу.
Итак, по пути с Божественных небес на грешную Землю, ещё до появления «на свет», душа успевает услышать и запомнить ангельское пение. Музыка сфер даёт объемное представление о счастье рая, о всеохватной любви Творца всего сущего, и жизни рядом с самим совершенством.
Такое, впрочем, слышит каждая душа перед воплощением в грешное тело. Но не каждому дано это вспомнить. Матери Михаила Юрьевича было дано помнить о «кущах райских садов» всю недолгую земную жизнь.
Преклонение перед «Богом великим» настолько поглощает воображение этой избранной Богом души, что земные сокровища могут вызвать у неё только скуку.
Она тоскует по близкому общению с Богом, она просится назад, к истокам, на небеса. И Господь её забирает.
Мы притворно хвалим Господа?
На Небесах не может быть притворства, нечестности, воровства. Все эти качества, так хорошо нам знакомые, характерны для дьявола. Мы порой и сами за собой не замечаем, как обездушены наши слова, поступки, мысли. Даже Господа мы хвалим равнодушно, по привычке, неосмысленно и бездушно.
Юный Лермонтов напоминает нам об этом, подчеркивая, что Ангел возносит хвалу Всевышнему «непритворно».
С литературоведческих позиций в произведении слышится романтическая, байроническая, нотка избранничества, особости этой нежной души. Анафора в первой строфе сразу же настраивает читателя на торжественный лад. Мягкий амфибрахий обусловливает напевность и круговые, спиральные передвижения небесных объектов. Эпитеты точные и лаконичные. Визуально картина-образ воспринимается очень четко.
А вот при встрече с земным укладом жизни, с лукавым и лицемерным человечеством, одолеваемым алчностью, ангельской душе становится именно «скучно».
Она не будет осуждать. Она не будет обличать. Она столь далека от всякого проявления зла, что ей просто нет места среди нас…