Найти в Дзене
Дионис Афоничев

Четыре вида знания

Согласно ведическим писаниям, таким как Бхагавад-Гита и Бхагавата-пурана, существуют разные виды знания. Различаются они в соответствии с влиянием трёх различных качеств (гун) материальной природы или отсутствием их влияния. Так объясняется, что существуют три гуны: тамас – гуна невежества, раджас – гуна страсти и саттва – гуна благости, а также трансцендентное состояние, свободное от влияния трёх гун – ниргуна. Каждое из этих качеств формирует различные жизненные концепции у тех, кто находится под их влиянием.

Знание само по себе не является продуктом логического рассуждения (анумана), так как логика (ньяя) строится исключительно на основе изначально заложенных убеждений и концепций, то есть на основе парадигмы мышления. Так, например, убеждённый атеист с лёгкостью доказывает, что Бога не существует, а человек верующий находит столько же доказательств и аргументов обоснования бытия Бога. Доказать логическим путём можно всё что угодно. Примером крайней приверженности формальной логике в западном мире является античная школа софизма. Потому знание всегда имеет под собой определённую платформу мышления, которая в свою очередь находится под влиянием того или иного качества материальной природы или же в своём совершенном виде является трансцендентной, то есть не осквернённой материальной концепцией бытия. Также знание не может быть полноценным, если основано исключительно на чувственном опыте (пратьякша). Человеческие чувства ограничены своей собственной природой, и всё что выходит за пределы чувственного опыта можно постичь только одним способом – приняв за основу авторитетное свидетельство (шабда). Веды выделяют три источника шабды – это гуру (духовный учитель), садху (святые личности) и шастры (священные писания). Но в современной жизни нам часто навязывают ложные авторитеты, лишённые чистоты и святости, и, основываясь на подобных авторитетах, люди неизменно приходят к ложным выводам. Так, например, на основе учения Фрейда психологи считают, что сексуальная жизнь человека является фундаментом его психики, и таким образом сводят человеческое сознание до уровня инфантильного животного. Или, принимая в качестве авторитета так называемое эволюционное учение Дарвина, даже никогда не читав его труд «Происхождение видов», многие люди принимают ложную концепцию эволюции тел живых существ от примитивных до высокоразвитых, и как следствие принимают идею первичности материи перед сознанием. Подобное знание всегда относится исключительно к гунам невежества и страсти, так как основано на телесной концепции «я есть тело».

Каждый верит именно в то, от чего он ждёт счастье. И в зависимости от веры человека определяется и его направленность в обретении знания. Когда человек видит счастье исключительно в удовлетворении чувств, то он погружается в животное состояние сознания. Если он ищет счастье в славе, материальном богатстве и удовлетворении своего тщеславия, то и знание которое он культивирует также подчиняется этим целям. Но когда человек задаёт себе правильные вопросы, такие как: «кто я», «в чём заключается истинное счастье», «как обрести совершенство» и так далее, только тогда он начинает обретать истинное знание в гуне благости.

Знание в гуне невежества – это ложное знание. Например, в невежестве человек думает, что насилие может быть источником счастья и здоровья. Так врачи часто говорят, что чтобы быть здоровым нужно обязательно есть продукты насилия (мясо, рыба, яйца). В модусе невежества человек привязан к грубым животным чувственным наслаждениям и его абсолютно не интересует собственная природа. Такой человек всё время озабочен четырьмя вещами: еда, сон, совокупление и собственная безопасность. На самом деле знание в невежестве означает отсутствие знания. Энергия гуны тьмы не предназначена для человека, так как ведёт к разрушению. Люди, стремящиеся только к удовлетворению чувств и не заботящиеся о последствиях своих действий, часто болеют, подавлены и постоянно подвержены различным страхам, всё время одурманивают себя наркотическими веществами (табак, кофе, алкоголь и другие наркотики) и избегают чистоты. Тот, кто проживает жизнь в гуне невежества, обречён на страдания, и даже когда ему кажется что он счастлив, наслаждаясь мясом, вином и сексом, на самом деле он просто путает понятия, из-за отсутствия знания. Наслаждение чувств и счастье – это не одно и то же. Счастье – это постоянное состояние сознания, не обусловленное внешними причинами, а бесконтрольное наслаждение чувств неизбежно приводит к страданиям.

Знание в гуне страсти характеризуется постоянными сомнениями и спекуляциями. Нагромождение различных гипотез и недоказуемых теорий, постоянное усложнение формулировок и терминологии. Целью учёного в гуне страсти становится не истина как таковая, а собственная слава и престиж. Поэтому он начинает изыскивать что-то новое, сенсационное, востребованное, то, что может обеспечить его амбиции и принести богатство. Любые свидетельства и артефакты, которые способны оспорить выдвигаемую теорию, скрываются от общественности или уничтожаются. Каждый философ в страсти стремится разработать своё уникальное учение и отметить его печатью своей личности. Именно такова вся западноевропейская философия со времён античности и до сегодняшних дней. Западная философия – это всегда философия в рамках личности – философия Гегеля, философия Шопенгауэра, философия Маркса и так далее. В то время как восточная философия вед – это цельная концепция мировосприятия, которая основана на практической реализации через принятие святых авторитетов, а также через личный духовный опыт.

Итак, знание в гуне благости отличается чистотой и направлено на постижение природы души. Знание в благости всегда строго практично, здесь нет места сухому теоретизированию. Человек, который находится под влиянием этого качества материальной природы, хорошо осознаёт ценность человеческой жизни и не позволяет себе тратить её впустую ради достижения каких-то временных результатов, которые не способны удовлетворить душу. Человек в гуне благости понимает, что знание – это то, что даёт счастье. Но, так как саттва – это также качество материальной природы, то она всё ещё направлена на себя, на своё собственное счастье.

Четвёртый особый вид знания – это трансцендентное знание, – знание о духовном мире, о Боге, Его формах (рупа), качествах (гуна), именах (нама) и Его играх (лила). Ведические писания объясняют, что такое знание достигается только через чистую гуну благости. На этом уровне человек уже забывает о себе и его единственным желанием становится удовлетворение Бога.