Найти в Дзене

Лучший рассказ о ведьмаке: мое мнение

До сих пор нет точного определения жанра фэнтези, который по меркам литературы является очень молодым. Для себя я называю фэнтези сказками для взрослых. Волшебная история, рассказанная с учетом жизненного опыта. Отцом-основателем современного фэнтези считают Толкина, хотя и до него были произведения такой тематики — даже сестры Бронте работали в этом жанре до того, как создали свои знаменитые романы. В юности они с увлечением писали хроники Ангрии и Гондала, где драматические события происходили в выдуманных колониях где-то в Тихом океане. Был и лорд Дансени с его «Дочерью эльфийского короля» да и многие произведения Грина пересекаются с фэнтези. Но Толкин действительно заложил основы жанра. И для создания своего мира он обратился к мифологии и сказкам, которые чаще всего являются сильно упрощенными мифами. Профессор вдохновлялся скандинавскими сагами и «Калевалой», что-то заимствовал из кельтской мифологии и, конечно, Артурианы. По его стопам пошли и другие труженики пера. В конце дв
Оглавление

До сих пор нет точного определения жанра фэнтези, который по меркам литературы является очень молодым. Для себя я называю фэнтези сказками для взрослых. Волшебная история, рассказанная с учетом жизненного опыта. Отцом-основателем современного фэнтези считают Толкина, хотя и до него были произведения такой тематики — даже сестры Бронте работали в этом жанре до того, как создали свои знаменитые романы. В юности они с увлечением писали хроники Ангрии и Гондала, где драматические события происходили в выдуманных колониях где-то в Тихом океане. Был и лорд Дансени с его «Дочерью эльфийского короля» да и многие произведения Грина пересекаются с фэнтези.

Но Толкин действительно заложил основы жанра. И для создания своего мира он обратился к мифологии и сказкам, которые чаще всего являются сильно упрощенными мифами. Профессор вдохновлялся скандинавскими сагами и «Калевалой», что-то заимствовал из кельтской мифологии и, конечно, Артурианы. По его стопам пошли и другие труженики пера.

В конце двадцатого века на волне постмодернизма многие увлеклись пересказыванием старых сказок на новый лад. И в этом жанре преуспел Анджей Сапковский.

Первые два тома его саги о ведьмаке — это сборники таких сказок, написанных иногда с иронией, иногда с сарказмом.

На мой взгляд, именно «Последнее желание» и «Меч предназначения» удались пану Сапковскому больше остальной саги.

В импровизированном хит-параде — три эталонных лично для меня сказки Сапковского. В них автор сохранил все классические атрибуты первоисточника, но наполнил форму новым смыслом.

Третье место — «Ведьмак»

Ведьмак Геральт приезжает в столицу Темерии Вызиму, чтобы разобраться с терроризирующей город стрыгой. Почти сразу же он выясняет, что это дочь короля Фольтеста и его родной сестры Адды. И король желает, чтобы чудище не убили, а сняли чары.

Собственно, это дебют писателя, с которого и началась вся история охотника на чудовищ. Если верить открытым источникам, то основой послужила сказка «Королева-упырица». Однако я всегда считала, что Сапковский остроумно обыграл «Спящую красавицу».

Генри Мейнелл Рим. Спящая красавица в классической версии.
Генри Мейнелл Рим. Спящая красавица в классической версии.

Сама по себе спящая красавица (как собственно и Белоснежка) является отсылкой к архетипу умирающего и воскресающего божества, то есть природы, которая засыпает на зиму и пробуждается весной. Культурный герой должен снять оковы с божественной невесты и принести людям все блага природы.

Но Сапковский перевернул ситуацию — и эта спящая красавица вместо поцелуя может одарить метким ударом когтей. И это если повезет. А может и вовсе отправить на тот свет. И Геральт вовсе не прекрасный принц, а профессионал, который занимается грязной работой за деньги.

А самая интересная деталь рассказа — вовсе не возня с дочкой короля, а выяснение истинных причин ее проклятия. Настоящая игра престолов, только не нужно читать четыре тома, как у Мартина.

Второе место — «Крупица истины»

Геральт находит на тракте людей, явно убитых монстром. Он отправляется по следам и выходит к запущенному особняку, который принадлежит человеку с головой медведя. Нивеллен рассказывает, что его прокляли после ограбления храма Львиноголового паука. А также о попытках снять проклятие путем приглашения к себе девиц.

Сапковский изящно обыграл знаменитую сказку «Красавица и чудовище» и показал, что красота и уродство — понятия относительные, а внешность действительно обманчива. Но даже в прозе жизни можно встретить истинное чудо, пусть и не в той форме, в которой принято его представлять.

Эдвард Бёрн-Джонс. Любовь среди руин. Мне кажется, так могла бы выглядеть героиня  "Крупицы истины".
Эдвард Бёрн-Джонс. Любовь среди руин. Мне кажется, так могла бы выглядеть героиня "Крупицы истины".

Первое место — «Меньшее зло»

Геральт приезжает в город Блавикен, чтобы сбыть трофей и узнает, что в городе находится известная разбойница по прозвищу Сорокапутка. Но в прошлом она — княжна Ренфри, которая всю жизнь скрывалась от наемных убийц мачехи и ее придворного чародея. Мачехи больше нет, а чародей Стрегобор спрятался в башне. Он предлагает Геральту покончить с княжной, рассказывая легенду о проклятии черного солнца. Потом ведьмак встречается с самой княжной и узнает ее взгляд на ситуацию. Геральту нужно сделать выбор.

Этот рассказ — краеугольный камень философии Сапковского и самого ведьмака Геральта, который просто необходимо прочитать, чтобы понимать все дальнейшие поступки Геральта в основной саге. Потому что принцип «меньшего зла» буквально пронизывает всю книгу.

Ну и помимо прочего — это лучшая интерпретация «Белоснежки», которая породила моду на энергичных Белоснежек, которые лично принимают вызов судьбы. Тут можно вспомнить и сериал «Однажды в сказке», и «Белоснежку и охотника», и десятки других экранизаций.

И последнее. Именно Ренфри, как ни странно, осталась для меня наиболее яркой героиней всей саги о ведьмаке — ее я запомнила лучше, чем многочисленных чародеек и спутниц Геральта.

Мне кажется, Ренфри — это то, чем могла стать Цири, фактически ее предтеча.

Однако Ренфри не встретила в детстве своего ведьмака, осталась без защиты и опоры, озлобилась — и превратилась в безжалостную хищницу.

Самый сильный рассказ пана Сапковского, который говорит о том, что даже делая выбор, мы никогда не узнаем наверняка, правильно ли мы поступили.