В сюжете "Вестей - Санкт-Петербург" 04.06.2020 показали сюжет о том, как губернатор Ленинградской области А.Ю.Дрозденко инспектировал новую школу в пос. Новоселье Ломоносовского района. Осмотрев, оборудованные по последнему слову техники, но традиционно разделённые по гендерному признаку, "столярные и токарные мастерские для мальчиков и швейный цех и кулинарный класс для девочек" руководитель региона выступил с предложением: написать в Министерство Образования ( видимо, всё-таки подразумевалось Министерство Просвещения, как видно, не все ещё освоились с новой структурой федеральных образовательных органов - К.П.) письмо с предложением "в порядке эксперимента объявить в области 2-3 школы со смешанными классами по трудовому обучению".
На взгляд автора, для чиновника, согласно стереотипам и веяниям времени, призванного скорее сохранять устои, нежели их рушить, это - довольно оригинальная и смелая инициатива. А гендерные стереотипы - это уж точно из разряда если не "устоев", то, по крайней мере, глубоко укоренившихся и трудно поддающихся изменениям представлений ( "паттернов") общественного сознания. Наверное, высокий ранг и, скажем так, склонность к нетривиальным решениям, позволяют Александру Юрьевичу решиться на такое новаторство. Обосновывает его он тем, что "вдруг мальчик заинтересуется домоводством" или "девочка вырезает по дереву". Он сказал, что знает таких девочек, но про мальчиков, кстати, высказался в гипотетической тональности. Сквозят, судя по всему, невольно, в речи эти самые "стереотипы" даже у такого прогрессивного руководителя.
В принципе, рациональное основание может опираться не только на житейский опыт губернатора. Мы знаем много мужчин и женщин - замечательных профессионалов в кулинарии, например, или мастеров по пошиву одежды. Про женщин - слесарей и столяров известно меньше, но и такие, безусловно, есть. Как не вспомнить серию из Симпсонов, где Мардж делала работу за официально провозгласившего себя столяром и плотником (carpenter) Гомера? В плане ознакомления с будущей профессией такая возможность может быть полезной.
Насчёт гендерного разделения ролей в трудовой сфере. В замечательном спектакле БДТ "Ханума" звучит фраза, что "хороший сапожник - тоже поэт". Созвучно другому известному изречению про "хорошие работы", которые можно "выбирать на вкус". Но зачастую, если речь идёт о вершинах ремесла, как искусства - это касается мужчин ( шеф-повар, кутюрье ), а рутина, непосредственное создание продукта - это, санкционированная традицией, "обязанность" женщин. Не говоря уже о "женской работе" дома, в семье. Связано это, судя по всему, с теми же, сложившимися веками, "традиционными" представлениями. Предполагается, что мужчины "по природе" - лидеры и организаторы, а женщины - добросовестные аккуратные исполнители мужских замыслов. Однако, несомненный, пусть и не такой заметный, как в "развитых странах", прогресс в изменении роли женщин в обществе и трудовой деятельности в России происходит.
Интересно посмотреть, как будет и будет ли вообще воплощена в жизнь эта идея? Ведь, движимый несомненно благими побуждениями, руководитель энергично вторгается в, скажем так, архисложную сферу гендерных ролей в обществе вкупе с процессом социализации молодого поколения. Проще говоря - объектом эксперимента будут дети. Это неизбежно - эксперимент-то педагогический, в конце концов. Сумеют ли педагоги в области "ремёсел" ( используя определение учебного предмета, данное корреспондентом) найти подход к непривычной части аудитории? Или, если в таком классе окажется один представитель противоположного, не предусмотренного прежними нормативами, пола - будет ли педагог учитывать его гендерные особенности? Или - раз пошёл в "девчоночный" класс - будь готов к соответствующему обращению? Это утрируя, конечно.
Соученики и соученицы ( следуя требованиям гендерного равноправия - используем существительные мужского и женского грамматического рода, и здесь, согласитесь, это не лишнее, оттенки отношения могут отличаться): как они воспримут нетрадиционный выбор специализации конкретного "мальчика" или "девочки"? А ведь подростки, что традиционно постулируется психологами, в большей степени ориентируются на одобрение коллектива. Проще говоря - хотят быть "популярными" ( психологический термин). А значит, соответствовать принятым в группе идеалам, образцам для подражания, тем же стереотипам. Стремление выделиться тоже, несомненно, присуще представителям "переходного возраста". Но если не "угадать" одобряемое сверстниками направление - можно оказаться в "изгоях".
Для более благоприятного восприятия можно предложить "ребрендиг" и вариативность учебных дисциплин. Не "домоводство", например, а "кулинарное искусство" и "мастерство пошива одежды", ну не знаю - широкое поле деятельности для специалистов (деликатный "смайлик"). И предоставить возможность выбора - если мальчик хочет научиться готовить, но не шить, желает работать по дереву, а не по металлу - пусть занимается тем, к чему "душа лежит". Смешивать - так смешивать, чего останавливаться, ограничивать свободу выбора. Или - это создаст только путаницу в учебном процессе?
Так что предложение, конечно, в тренде, уже на практике реализуемом на протяжении многих лет у скандинавских соседей Ленинградской области по Северо-Западу Европейского континента. На которых, возможно предположить в этом случае, ориентируется Дрозденко. Они, вероятно, могли бы его благосклонно оценить. Тем более, что всегда актуальное для России творчество Н.В. Гоголя там, наверное, кроме узких специалистов никто не изучает, и сравнение с персонажем по фамилии Манилов им ничего не говорит.
Приглашаю подписываться на мой канал, ставить лайк, комментировать.