Найти в Дзене
Азбука Истории

Коммуналка в СССР - оскал социализма или улыбка Фортуны?

Русскому человеку всегда не хватает тысячи рублей и еще одной комнаты – эта шутка содержит в себе только долю шутки, а остальное все правда. Коммунальные квартиры – это своеобразный привет от революции 1917г., когда жильцов «уплотняли» на имеющихся квадратных метрах. А до революции, в доходных домах, было еще более жесткое уплотнение. Жильцы снимали угол, который отделяли занавеской, если были деньги купить ткань. Так что, жилищный вопрос всегда стоял остро, даже в крестьянских избах. Разумеется, высший слой населения таких проблем не знал и супруги в 90% случаев имели отдельные спальни и комнаты для прислуги. Детские, столовые, гостиные, гардеробные, буфетные и прочие помещения были обычным делом в дворянских домах. После уплотнения, в одной такой квартире размещалось порой более 20 семей. В СССР коммунальные квартиры стали альтернативой перенаселенным общежитиям, а некоторые счастливчики получали сразу не одну, а целых две комнаты. И самым замечательным было, если эти комнаты был
Фото из коллекции М. Мирович.
Фото из коллекции М. Мирович.

Русскому человеку всегда не хватает тысячи рублей и еще одной комнаты – эта шутка содержит в себе только долю шутки, а остальное все правда. Коммунальные квартиры – это своеобразный привет от революции 1917г., когда жильцов «уплотняли» на имеющихся квадратных метрах.

А до революции, в доходных домах, было еще более жесткое уплотнение. Жильцы снимали угол, который отделяли занавеской, если были деньги купить ткань. Так что, жилищный вопрос всегда стоял остро, даже в крестьянских избах.

Разумеется, высший слой населения таких проблем не знал и супруги в 90% случаев имели отдельные спальни и комнаты для прислуги. Детские, столовые, гостиные, гардеробные, буфетные и прочие помещения были обычным делом в дворянских домах. После уплотнения, в одной такой квартире размещалось порой более 20 семей.

В СССР коммунальные квартиры стали альтернативой перенаселенным общежитиям, а некоторые счастливчики получали сразу не одну, а целых две комнаты. И самым замечательным было, если эти комнаты были смежными.

Вопреки сложившемуся мнению, что жизнь в коммуналке – это сплошные кухонные склоки и скандалы из-за графика уборки мест общего пользования, большинство соседей вполне мирно уживались на одной территории. В военное время жители коммуналки превращались в одну семью с общими радостями и горестями.

Люди помогали друг другу выжить, делились продуктами, одеждой и душевным теплом. А положение ухудшилось в послевоенное время. Вернулись домой солдаты, зачастую покалеченные физически и морально.

Пили, дебоширили, не найдя своего места в мирной жизни. Почти в каждой послевоенной коммуналке жил такой кухонный боец. Соседи не оставались равнодушными и пытались помочь человеку справиться с трудностями.

В сытые 50-е годы, коммуналки изменились, появилось какое-то понятие личного пространства и попытки его защитить или отвоевать. На самом деле, получить комнату в коммуналке после общежития, считалось за счастье, за улыбку Фортуны. Возможность разместить на своей жилплощади личные, а не казенные вещи было большой радостью.

Да, когда вспоминают про коммуналки, то говорят о нескольких звонках на двери, о грязных носках и пачках соли, брошенных в соседский борщ, воровстве продуктов и безобразных скандалах. И это все было на самом деле, как и битвы за конфорку плиты, бельевые веревки и право посидеть в туалете читая газету.

И еще были конфликты по поводу мест общего пользования. В коридорах, которые, как правило, были в коммунальных квартирах достаточно большими, хранился объемный скарб – лыжи, велосипеды, тазы для стирки и варки варенья, сундуки со старыми вещами. Это не добавляло уюта в коммунальный быт.

Вещи постоянно кому-то мешали, было неудобно мыть полы, да и выглядели эти коридоры страшновато. А ванная, если повезло и она была, и туалет, тоже выглядели не особенно эстетично. Замоченное белье в чужих тазах, расписанные графики «помывочных» дней - уюта и комфорта не добавляли.

По утрам и вечерам в туалет стояла очередь, а если не стояла в прямом смысле, то попасть туда было проблематично. Ночной плач маленьких детей слышала вся квартира, люди не высыпались и злились.

Но, несмотря на все недостатки совместного проживания на одной территории с чужими людьми, граждане СССР имели свою, пусть и не идеальную жилплощадь, которую не покупали на свои деньги.

Несмотря, что на дворе сейчас 21 век, коммунальные квартиры существуют и поныне, правда жизнь в них существенно отличается от жизни в СССР.