Найти тему

Юрий Шишков в воспоминаниях (часть 3.)

Екатерина Серикова - художник, студентка шестого, дипломного курса в мастерской Юрия Алексеевича Шишкова.

.

Небольшая преамбула о том, как происходило общение: мы обменялись текстами - я отправила Екатерине вопросы, а она ответила несколькими письмами. В её тексте не было прямых ответов, и хотя для вашего удобства я проставила вопросы - это скорее ориентиры в живом монологе Екатерины. К части вопросов я не нашла четкого соответствия, но, мне думается - что текст, как единое целое, отвечает на них. Эти "вопросы без соответствия" останутся здесь, в начале интервью.

  • Что вас привлекло на момент выбора мастерской?*
    (а на этот вопрос Екатерина ответила в
    видео)
  • Каким запомнился Юрий Алексеевич? каким хотите вспоминать?
  • Что из его живописи и методов хотите оставить в своей жизни и живописи?
  • Это традиция?
  • Его искусство будет интересно через поколение?

1. Что для вас значит выражение “мастерская Шишкова”? какие эмоции вызывает?

Мое знакомство с Юрием Алексеевичем произошло на 3 курсе (2016г), всех выбравших мастерскую Ю.Шишкова после распределения пригласили в сентябре на встречу «за столом», знакомиться и отмечать начало учебного года. Вот так с места в карьер. Юрий Алексеевич – во главе стола, все слушают его «слово», так в дальнейшем велись все застолья. Мне очень понравилась такая форма беседы – серьезность, тёплые слова и беседы об искусстве. Для Юрия Алексеевича важно было не просто заурядно праздновать событие, а праздновать как художники. Так и всегда в мастерской с присутствием Ю.Шишкова чувствовалось, что мастерская – это одно целое, со своим непрекращающимся внутренним диалогом. Юрий Алексеевич умел нас объединить, но объединить не из страха, а объединить одним теплом и любовью, любовью к своему делу. Мы чувствовали, что мы не одни, что мы – это общество людей с одними интересами.

Екатерина Серикова. Учебная постановка с мужской моделью в профиль.  Холст, масло, 2019 год.
Екатерина Серикова. Учебная постановка с мужской моделью в профиль. Холст, масло, 2019 год.

2. Ожидания совпали, оправдались?

Юрий Алексеевич давал нам свободу в нашем творчестве, он «позволял» нам любить то, что мы делаем, все сюжеты наших работ исходили от нас самих и не были навязаны. С таким качеством в педагоге я, можно сказать, столкнулась впервые. Но полная свобода может свести с ума и контроль педагога всё равно чувствовался, Шишков умел отпускать нас, когда нужно, и «надавить» когда нужно, чтобы мы не расслаблялись. Мы работали много и с кипучим энтузиазмом. За это и многое другое, я считала его очень мудрым человеком, такой мудростью человек обладает к возрасту, это редкая гибкость ума.

3. Как можно определить то искусство, которое “исповедовал” Юрий Алексеевич?

Юрий Алексеевич любил художников сурового стиля и авангарда: очень любил Филонова, называл его гением, Васнецова, Андронова. Также любил Джотто, очень любил Дионисия и Феофана Грека, Шагала. В общем те законы, которым он учил, на примере того же сурового стиля, по-моему находятся вне времени. Они применимы к живописи в общем, независимо от стилистики.

Юрий Алексеевич часто вспоминал такое «волшебное» место, как Ферапонтово, деревушка около Вологды. Там, по его рассказам, произошли иго изменения и осознания как художника, когда он увидел росписи Дионисия в монастыре. Он был там на практике со своими студентами, они сели на пол храма и долго рассматривали расписанный потолок, это было потрясение для всех. После этого все «напились», так бывает после таких потрясений и так бывает с художниками. Мы мечтали тоже туда поехать, обсуждали общую поездку с Юрием Алексеевичем, тогда это казалось возможным. Много обсуждали и других любимых Шишковым художников, Филонова, Андронова, Васнецова. Юрий Алексеевич был частью этого мира «сурового стиля», он знал это все изнутри и увлекал нас своими интересами.

Екатерина Серикова. Женская модель в интерьере. Холст, масло, 2019 год. 
Ставилась задача "белого на белом" , когда художник  улавливает градаций тона кожи и  белых драпировок.
Екатерина Серикова. Женская модель в интерьере. Холст, масло, 2019 год. Ставилась задача "белого на белом" , когда художник улавливает градаций тона кожи и белых драпировок.

4. Совпадают для вас Шишков-художник и Шишков-человек?

Шишков не только педагог, но и прекрасный художник, он писал каждый день. Его работы я впервые увидела на выставке в Академии в 2016 году. Мне понравились работы, но понимать по-настоящему их я стала только после знакомства с ним самим. Несмотря не ориентирование в работах на «суровый стиль», в работах Шишкова было что-то очень личное, его неповторимое чувство родины и природы. Юрий Алексеевич учил не пересказывать сюжет в своих работах, а передавать ощущение. Особенно поразили меня эскизы Шишкова своим тонким колоритом и сложной композицией.

Когда я начала учиться у Шишкова, он мало комментировал мои работы, что было мне странно, я ждала потока новых знаний. Потом он объяснил, что наблюдал за нами, новым курсом, ему нужно было понять, кто на что способен, кто чем отличается. В следующем полугодии я начала писать композицию «Танцы», Юрий Алексеевич проводил очень много времени со мной работая над этой картиной. Тогда, кажется, я «всё поняла». Это был большой урок в моей жизни. Общался Юрий Алексеевич с нами всегда как с художниками, а не учениками. Для того чтобы писать картины, нужно вести диалог с великими художниками, это возможно только тогда, когда ты серьезно относишься к искусству, без поблажек для себя, когда ты – художник.

Екатерина Серикова с Юрием Алексеевичем Шишковым, 2019 год. 
Фото Айгерим Сыздыковой
Екатерина Серикова с Юрием Алексеевичем Шишковым, 2019 год. Фото Айгерим Сыздыковой

С другой стороны раскрылся для меня Юрий Алексеевич, когда мы всей группой были у него дома в гостях. В окружении своей семьи он был настоящим великодушным человеком. Мастерская в последние годы была у него в квартире, в одной из комнат. Жена его, Елена Александровна, - добрый и вежливый человек, вместе с Юрием Алексеевичем они как одно целое, где много заботы и внимательности. С гордостью Юрий Алексеевич рассказывал о своём сыне. Для нас Шишков был не просто педагогом, но и человеком, мы прикипали к нему душой. Он чувствовал наше настроение, мог не только похвалить или поругать за работу, но и спросить «Как дела?» или «Что у тебя случилось?». Для меня связь с педагогом видится именно такой, не просто формально-рабочей, но и человеческой.

Екатерина Серикова. Эскиз натюрморта. Картон, масло, 2018 год
Екатерина Серикова. Эскиз натюрморта. Картон, масло, 2018 год

5. Можно ли (было) быть в мастерской и не разделять взгляды на искусство?

Так за время обучения я видела разные подходы к живописи у студентов нашей мастерской, но все мы, как мне кажется, учитывали законы живописи, то, чему учил Ю.А. И таким образом, Шишкову, мне кажется не приходилось совсем уж кого-то «ломать», каждый оставался при своем мнении. Но все общались, всегда внимательно слушали Ю.А. Я, например, так получалось, но часто спорила с Юрием Алексеевичем (он тот человек, с которым можно поспорить, он уважал нашу точку зрения) и не соглашалась с ним, он всегда был за наш осознанный выбор, говорил, если ты сама не чувствуешь этого, не делай, если тебе нужно так-то, то так и напиши. Но в итоге, через некоторое только время, я понимала до конца, что имел в виду Ю.А. в наших спорах и почему мне так нужно сделать, видимо многое пока на собственном опыте не почувствуешь – не поймешь. Я ему очень благодарна за такую свободу выбора, я многое поняла.

Юрий Алексеевич Шишков. 2019 год
Юрий Алексеевич Шишков. 2019 год

В этом году у меня защита диплома, Юрий Алексеевич успел поругать и похвалить меня за работы, мы долго обсуждали с ним эскизы. Я очень надеялась услышать его слова о моих работах и обо мне на защите диплома, его слова всегда были исключительно важны для меня. Многие слова, я буду вспоминать всегда.

_______________________________________

Это интервью завершает наш мини-цикл воспоминаний, и я хочу поблагодарить всех, кто откликнулся и поделился своими воспоминаниями, фотографиями и эмоциями.
Общими усилиями коллег и друзей Юрия Алексеевича мы задумали подготовить большой материал в его память, а пока ведётся кропотливая работа.