"Вокзал для двоих" - это, на мой личный взгляд, предпоследний фильм Эльдара Рязанова.
Имею в виду того, НАСТОЯЩЕГО Рязанова, который одарил - видимо, уже навсегда, - всю страну многочисленными и нестареющими шедеврами. Который дважды выступил в качестве Деда Мороза для всей страны, сняв "Иронию судьбы..." и "Карнавальную ночь" - без этих фильмов Новый Год уже какой-то не совсем всамделишный. Который оставил бессмертные "Берегись автомобиля", "Служебный роман", "Гараж"...
Вот "Вокзал для двоих" - предпоследнее звено в этой прекрасной серии. А последнее - "Жестокий романс". Всё, что было снято позже, к сожалению, уже совсем не того уровня...
Разумеется, это сугубо личное мнение автора, на истину в последней инстанции не претендующего :)
И вот у меня в этом фильме есть два любимых момента.
Первый - это сцена в ресторане, когда Платон играет на пианино, чтобы оплатить ужин. Во время паузы он сидит за столом вместе с Верой, и между ними происходит такой обмен репликами - шутливый со стороны Веры и почти серьезный со стороны Платона:
- Что же вы? Говорили, что для меня будете играть, а сами зарабатываете?
- Это тот редкий случай, когда чувства и выгода совпали!
И чувствуется, что в этот момент он счастлив. Счастлив вопреки всему.
Потому что объективно, казалось бы, плохо абсолютно всё. Ещё совсем недавно благополучная жизнь вот-вот круто изменится, и фрак пианиста придется сменить на робу заключенного. В другом городе тяжело больной отец, который может не дожить до освобождения. Попасть к отцу нет никакой возможности - паспорт увез какой-то хмырь с дынями, а деньги, все до копейки, украл привокзальный вор. Да ещё и нарушенная подписка о невыезде висит над Платоном дамокловым мечом...
Зато напротив за столиком сидит Женщина. Его Женщина. Встреченная недавно и случайно, да ещё и при крайне нелепых обстоятельствах, - но уже любимая.
И это удивительным образом перевешивает всё остальное, ибо она - тот самый свет в конце туннеля. И чувства действительно совпадают с выгодой, что в жизни случается крайне редко...
А второй любимый момент - это песня "Живем мы что-то без азарта..."
Мне как-то очень обидно, что она осталась какой-то незамеченной и недооцененной. Не могу припомнить её ни в одном сборнике музыки и песен отечественного кинематографа. То есть когда по телевизору показывают песни из старых и давно знакомых фильмов, "Живем мы что-то без азарта..." нигде и никогда не звучит.
Конечно, Рязанов-поэт заметно уступал Рязанову-режиссеру. Грешил избытком глагольных рифм, да и вообще писал стихи несколько незатейливо. Но зато в его строках угадывается подлинное чувство. Та искренность, которая вполне способна искупить некоторые поэтические огрехи.
Пусть в голове мелькает проседь -
Не поздно выбрать новый путь.
Не бойтесь все на карту бросить
И прожитое зачеркнуть.
Из дома выйдя в непогоду,
Взбодрите дух, пришпорьте плоть.
Не бойтесь тасовать колоду,
Пытайтесь жизнь перебороть!
Где-то я читал, что Рязанов "подсунул" композитору Андрею Петрову текст песни под видом стихов Давида Самойлова. Интересно, поверил ли в это Петров?.. :)
Так или иначе, получилось у них здорово. И очень хорошо, что песня в фильме звучит дважды в совершенно разном стиле. Первый раз - в исполнении Александра Ширвиндта, сыгравшего заступинского ресторанного музыканта, эдакого вальяжного барина местечкового разлива. Он и пел-то не торопясь, будто вразвалочку. Тусклым, лишенным эмоций голосом, в котором если что-нибудь и ощущалось, то разве что пресыщенность.
И совсем другое дело - эта же песня в финальной сцене фильма, когда пела Людмила Гурченко. Причем сцена была такова, что героям как раз пришлось взбодрить дух и пришпорить плоть. И вот здесь было всё - темп, сила, страсть, энергетика, напор!..
Пожалуй, на этом я и закончу. Дам только ссылку на видео с этой песней:
"Спасибо, что дослушали куплеты" © :)
Автор будет искренне признателен за лайки, комментарии и вообще любую активность в рамках приличий и здравого смысла.