Найти тему
ФинМашина

17 видов моделей бизнеса. Какую выбрать для проекта?

Понимание проблемы, которую вы решаете для своих клиентов, несомненно является одним из самых главных вопросов, с которым вы можете столкнуться, когда начинаете вести свой бизнес. Клиенты должны хотеть купить именно ваш продукт. А он в свое время должен решать их проблемы. Но реализовать свою идею и создать продукт, который бы соответствовал потребностям рынка, является лишь одной из составляющих успешного ведения бизнеса. Другой важный момент — понять, как же вы собираетесь зарабатывать деньги. Для этого необходимо представлять вашу бизнес-модель. Ниже вы узнаете какие основные виды бизнес моделей есть на рынке и чем они отличаются.

Бизнес-модель — это исследование того, какие затраты и издержки могут существовать. А также демонстрация того, сколько денег можно заработать при реализации своих товаров или услуг.

Успешная бизнес-модель, это когда доходы от клиентов будут превышать стоимость изготовления продукта. В таком случае вы гарантировано получаете прибыль.

Новая бизнес-модель может улучшить любую из трех ее вышеперечисленных составляющих. Вы можете снизить затраты на разработку и производство продукта. Возможно, вам удастся найти наиболее эффективные методы маркетинга и продаж или новый инновационный способ оплаты для клиентов.

Имейте в виду, что для эффективной стратегии вам не обязательно придумывать новую бизнес-модель. Вы можете взять уже существующую и предложить ее своим клиентам. Например, рестораны в своем большинстве работают по стандартной бизнес-модели, но фокусируют ее на разную целевую аудиторию клиентов.

Различные виды бизнес моделей

Подавляющее большинство компаний использует существующие бизнес-модели и совершенствует их, чтобы найти свое конкурентное преимущество. Ниже приведены варианты бизнес-моделей, которые вы можете использовать, чтобы начать собственное дело.

1. Реклама

-2

Эта модель связана с созданием контента, который люди захотят читать или смотреть, а также с показом рекламы вашим читателям или зрителям.

Фактически в рекламной бизнес-модели вы должны удовлетворить две группы клиентов: ваших читателей или зрителей и ваших рекламодателей. Ваши читатели могут, как платить вам за контент, так и нет…А вот рекламодатели должны заплатить за размещенную вами рекламу.

Рекламная бизнес-модель иногда сочетается с краудсорсинговой моделью, при которой вы получаете бесплатный контент от пользователей, а не платите создателям контента за его разработку.

Пример: YouTube

2. Партнерская программа

-3

Партнерская бизнес-модель связана с рекламной бизнес-моделью, но имеет некоторые специфические различия. Наиболее часто встречающиеся в сети модели такого формата, используют ссылки, встроенные в контент, а не визуальные рекламные объявления, которые легко идентифицировать.

Например, если у вас есть веб-сайт для рецензии книг, вы можете встроить партнерские ссылки на онлайн магазин книг в свои, и они дадут возможность людям покупать рецензируемую вами книгу. Онлайн магазин же будет платить вам небольшую комиссию за каждую продажу, которая была совершена по вашей ссылке.

Пример: Amazon, Литрес

3. Брокерские услуги

-4

Брокерские компании связывают покупателей и продавцов и помогают совершать сделки. Они взимают комиссию за каждую транзакцию с покупателя или продавца, а иногда и с обеих сторон.

Одним из наиболее распространенных брокерских предприятий является агентства недвижимости. Кроме них существует много других типов брокеров, например, грузовые брокеры или брокеры, которые помогают строительным компаниям находить покупателей на землю, когда те копают котлован под фундамент.

Пример: Агентства недвижимости, биржи фрилансеров (Kwork.ru, Fl.ru)

4. Консьерж-сервис и кастомизация

-5

Некоторые компании используют уже существующие продукты или услуги и добавляют к ним собственную деталь, которая делает каждую продажу уникальной для данного клиента.

Например, те турагенства, которые заказывают поездки для состоятельных клиентов. Или же услуги по кастомизации кроссовок Nike, которые сделают уникальный дизайн для вашей обуви.

Пример: NIKEiD, Sputnik Premier Club

5. Краудсорсинг

-6

Если вы можете собрать большое количество людей для размещения контента на вашем сайте, то вы занимаетесь краудсорсингом. Краудсорсинговые бизнес-модели чаще всего сочетаются с рекламными моделями для получения дохода. Но существует множество других вариаций этой модели. Например, американский портал Threadless позволяет дизайнерам создавать и продавать футболки с собственным дизайном, получая при этом процент от продаж.

Компании, которые пытаются решить сложные проблемы, часто публикуют свои проблемы для широкой общественности, чтобы каждый мог попробовать их решить. Авторы успешных идей получают вознаграждение, а компания может внедрить в свой бизнес самые интересные и перспективные решения. Ключом к успешному краудсорсинговому бизнесу является предоставление правильных вознаграждений авторам, чтобы соблазнить «толпу» на решение ваших проблем.

Пример: Threadless

6. Дезинтермедиация

-7

Если вы хотите реализовывать свой товар в магазинах, вы обычно работаете через ряд посредников, которые помогают доставить ваш продукт с фабрики на полку магазина.

Дезинтермедиация — это процесс исключения посредников в цепочке поставок и продажи напрямую конечному потребителю. Это позволяет потенциально снизить затраты для ваших клиентов и взаимодействовать с ними в тесном контакте.

Примеры: Dell

7. Фракционирование

-8

Вместо того, чтобы продавать весь продукт, вы можете продать только часть этого продукта.

Одним из лучших примеров этой бизнес-модели являются таймшеры. Когда, дом в курортном районе, принадлежит нескольким людям, и они живут там по очереди. Это позволяет каждому из владельцев пользоваться домом в течение определенного количества времени в году.

Пример: Disney Vacation Club

8. Франчайзинг

-9

Франчайзинг широко распространен в ресторанной индустрии, но ей он не ограничивается. Его можно встретить во всех сферах услуг: от уборки предприятий до кадровых агентств.

В данной бизнес-модели, вы кому-то продаете рецепт запуска и ведения успешного бизнеса. Часто вместе с запуском продаете и доступ к своему бренду, а также к службам поддержки, которые помогают новому владельцу франшизы начать работу. По сути, вы продаете доступ к успешной бизнес-модели, которую разработали сами.

Пример: McDonald’s, Студия Маникюра Лены Лениной

9.  Freemium (Фримиум)

-10

В бизнес-модели Фримиум вы бесплатно отдаете часть своего продукта или услуги, но взимаете плату за дополнительные функции.

Не нужно путать “freemium” и бесплатную пробную версия, когда клиенты получают доступ к продукту или услуге только на ограниченный период времени. Вместо этого, модели Фримиум позволяют неограниченное бесплатное использование основных функций. Платят за продукт только те клиенты, которые хотят получить доступ к более продвинутым функциям.

Пример: Skype, Canva, РБК

10. Лизинг

-11

Лизинг может показаться похожим на фракционирование, но на самом деле это очень разные модели. Во фракционировании вы продаете постоянный доступ к части чего-либо. Лизинг же больше похож на аренду. Обычно, после окончания договора аренды, клиенту необходимо вернуть продукт, который он арендовал. В случае же лизинга клиент имеет право выкупить арендуемый товар.

Лизинг чаще всего используется для дорогостоящих товаров, когда клиенты могут не иметь возможности совершить полную покупку, а вместо этого им выгоднее арендовать товар на некоторое время.

Пример: Сбербанк Лизинг

11. Low-touch (Лоу-тач)

-12

С помощью этой бизнес-модели, компании могут значительно снизить цены, предоставляя меньше услуг. Одними из лучших примеров такого типа бизнес-модели являются бюджетные авиакомпании и такие продавцы мебели, как IKEA. В обоих этих случаях клиенты должны либо приобретать дополнительные услуги, чтобы получить сервис, как у конкурентов. Однако они могут этого не делать и смириться с отсутствием обеда в самолете или самостоятельной сборкой мебели.  

Пример: IKEA, Авиакомпания Победа

12. Маркетплейс

-13

Маркетплейс — это торговая площадка, которая позволяет продавцам предоставлять свои товары для продажи, а клиентам — использовать простые инструменты для связи с продавцами.

Данная бизнес-модель может приносить доход из различных источников, включая комиссию покупателю или продавцу за успешную транзакцию, дополнительные услуги по рекламе продуктов продавца и страхование, чтобы покупатели могли быть спокойны. Модель рынка может быть использована, как для продуктов, так и для услуг.

Пример: eBay

13. Pay-as-you-go (Плати)

-14

Pay-as-you-go или Плати, по факту вместо предварительной покупки определенного количества чего-либо (электричество, интернет в мобильном тарифе), предлагает клиенту заплатить за фактическое использование в конце расчетного периода. Данная модель с оплатой по факту использования чаще всего действует при оплате коммунальных услуг. Но может применяться даже к таким услугам, как краска для принтера.

Пример: HP Instant Ink

14. Бритва и лезвие

-15

Модель “Бритва и лезвие” названа в честь самого продукта, который продвинул эту модель: продать долговечный продукт ниже себестоимости, а затем увеличить объем продаж, комплектующих из высоколиквидных одноразовых компонентов.

Компании, которые производят бритвенные лезвия, дешево продают бритвенный станок. После чего рассчитывают, что те же клиенты продолжат долгое время покупать их лезвия. Цель состоит в том, чтобы связать клиента с фирмой, гарантируя, что со временем будет происходить много дополнительных транзакций.

Пример: Gillette

15. Обратное бритва и лезвие

-16

Перевернув модель “Бритвы и лезвия”, вы можете предложить дорогой продукт, а после стимулировать продажи сопутствующих товаров с невысокой ценой.

Подобно предыдущей модели, клиенты связаны с компанией и продолжают покупать ее продукты. Отличие заключается в том, что компания зарабатывает большую часть своих денег на первой покупке. Дополнения предназначены только для того, чтобы клиенты продолжали пользоваться изначально дорогим продуктом.

Пример: Apple и iTunes

16. Реверсивный аукцион

-17

Бизнес-модель реверсивного или обратного аукциона переворачивает привычное нам понятие аукциона с ног на голову. В этом случае продавцы начинают с высоких цен, и постепенно уменьшают цену, а покупатели имеют возможность выбрать самую низкую.

Вы можете увидеть реверсивный аукцион в действии, когда подрядчики предлагают выполнить работу над проектом строительства. Также реверсивным аукционом является выбор ипотеки или других видов кредита.

Пример: Priceline.com

17. Подписка

-18

Бизнес-модели основанная на подписках становятся все более распространенными. В этой бизнес-модели потребители совершают плату за подписку, чтобы получить доступ к услуге. Обычно такая оплата осуществляется раз в месяц, но существуют самые разные варианты.

Подписка на журналы и газеты существуют уже долгое времени, а теперь эта модель распространяется на программное обеспечение, онлайн-сервисы и даже появляется в сфере услуг.

Пример: Netflix, OKKO

Этот список — далеко не все существующие бизнес-модели, однако он дает представление о том, как много у вас вариантов структурировать свой бизнес.

Использование вышеперечисленных моделей может привести вас к успеху, так как каждая из них уже доказала свою работоспособность. Новая бизнес-модель может стать чрезвычайно прибыльной, но может оказаться так, что она несет в себе более высокий риск. Вы не знаете, примут клиенты эту модель или нет. Но здесь решать вам. 

Успехов!

Ваша Финмашина.