Мы часто не задумываемся о том, что нас окружает, и с чем мы имеем дело каждый день. Казалось бы, иллюстрация – это вид графики, то есть искусство. А искусство ассоциируется в первую очередь с галереями и музеями. Но не иллюстрация: ведь именно она сопровождает нас на протяжении всей жизни в повседневных делах. Детские книжки, журналы, статьи в прессе, реклама, в конце концов упаковка продуктов и товаров – абсолютно везде есть картинки, сделанные иллюстраторами.
Сегодня кто-то занимается иллюстрацией в фотошопе и других специальных компьютерных программах, кто-то рисует вручную. Из всего многообразия можно выделить несколько основных "трендов" – стилистик, которых придерживаются художники:
- традиционная школа, в которой есть сложные цветовые переходы, в изображении создаётся пространство, сразу видно, что иллюстрация была нарисована от руки. Ее можно назвать традиционной, потому что она ближе всего к классической книжной иллюстрации. Именно к таким изображениям мы привыкли с детства, потому что видим их в литературе.
- векторная иллюстрация – все пространство изображения в ней «заливается» яркими цветами, совсем не оставляя пустого места. В такой иллюстрации главными действующими лицами становятся геометрия, силуэт и цветовые сочетания. Четко очерченные фигуры выделяются на ярком фоне, контрастируя с ним, но, в то же время, оставаясь его неотъемлемой частью.
- схематичная информативная иллюстрация, которую часто можно видеть в инфографике банков, мобильных приложений или на упаковках товаров. Эта иллюстрация предельно минималистична и вместе с тем информативна. Именно здесь иллюстрация как графическое искусство становится еще и дизайном, то есть проектированием. В такой иллюстрации нет ничего лишнего, все продумано до мелочей: от воздействия цветов, до их схемы построения в пространстве упаковки или рекламного баннера.
- "ностальгическая" иллюстрация отличается наивностью, выполнена в карандашной манере (даже если это компьютерная графика). Она предназначена для взрослых людей, но все персонажи напоминают о детстве – это забавные животные, шрифты из детских книжек.
- коллаж – иллюстрация, которая составляется из нескольких разных изображений или вырезанных кусочков бумаги. Накладываясь друг на друга, разные изображения начинают иллюстрировать одну идею. Чаще всего коллаж можно увидеть на страницах журналов.
- "объемная" иллюстрация, когда персонажи и предметы на иллюстрациях становятся практически круглыми, мы чувствуем их объемность и весомость. Такая иллюстрация ассоциируется с компьютерными играми и, в целом, сферой диджитал.
- ретро-иллюстрация. Она создает образы, очень напоминающие то, что делалось в прошлом. Иллюстраторы, работающие в стиле "ретро" всегда выбирают что-то хорошо узнаваемое, например расхожий рекламный образ, и создают на его основе свои работы.
Конечно, на этом иллюстрация не заканчивается. Художников очень много, каждый работает в своей стилистике и создает свои уникальные работы. Но если взглянуть на общую картину, то именно так выглядят сегодня основные тенденции. Они во многом зависят и от заказа, то есть того, куда пойдет дальше готовая иллюстрация. Традиционная иллюстрация со сложными цветовыми переходами и мизансценами востребована в книжной графике, векторная графика и коллаж – в журналах и прессе. Схематичная информативная и "ностальгическая" иллюстрация используются в рекламе и упаковке.
Почему для оформления того, что окружает нас каждый день, есть отдельный вид искусства? Не проще ли было бы брать любые яркие картины, создаваемые художниками, и просто помещать их на упаковки/в журналы/книги? Но тогда всё воспринималось бы совершенно иначе. Вряд ли ребенок станет читать книжку, на обложке которой он увидит голландский натюрморт. К тому же, у живописи свои задачи, а у книжной графики и иллюстрации – свои. У нее другие материалы и техники исполнения, позволяющие создавать большие тиражи.
Иллюстрация, особенно если она используется в рекламе или айдентике компании, привлекает внимание или вызывает какие-то положительные эмоции. Она обращается непосредственно к человеку – к его восприятию цвета, движению взгляда, чувству юмора, ностальгическим чувствам по давно забытому детству. Именно в иллюстрации есть искренность, доступная и создателю, и зрителю: основная мысль в ней всегда предельно проста и не пытается сказать ничего, что мы не могли бы разглядеть в первый момент. Несмотря на все поговорки, мы всегда судим о книге по обложке.
Текст: Варвара Муратова
telegram @moskvagalereinaya
Instagram @mg.eye