Найти в Дзене
СЕМЬ ХОЛМОВ

«Илюшка совсем с ума сошел»: почему Глазунов просил пистолет у министра МВД

«С московской улицы попадая туда, сначала слегка шалеешь от запаха красок, что вокруг и даже над… Машиной времени перенесенный в обстановку дворянского гнезда середины девятнадцатого века, поначалу чувствуешь себя плебеем, самозванцем, элементарно не подготовленным с сосуществованию с интерьером, каковой будто бы вопрошает тебя: «А помыл ли ты шею?» (Л. Бородин «Без выбора: автобиографическое повествование») Более популярного художника в СССР вряд ли можно найти. Наглядным доказательством этого были огромные очереди из желающих увидеть его картины, которые занимали с раннего утра. В 1978 году Манеж оказался в настоящей осаде – за месяц выставку Глазунова, представившую на суд зрителей живопись на исторические, национальные и религиозные темы, посетили более полумиллиона человек. Кто мог – приходил с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть нашумевшую картину «Возвращение блудного сына», кто не мог – пересказывал на словах. 🎨 Сейчас наследие Глазунова экспонируется в двух музеях. Фактичес

«С московской улицы попадая туда, сначала слегка шалеешь от запаха красок, что вокруг и даже над…

Машиной времени перенесенный в обстановку дворянского гнезда середины девятнадцатого века, поначалу чувствуешь себя плебеем, самозванцем, элементарно не подготовленным с сосуществованию с интерьером, каковой будто бы вопрошает тебя:

«А помыл ли ты шею?» (Л. Бородин «Без выбора: автобиографическое повествование»)

Художник Илья Глазунов в мастерской
Художник Илья Глазунов в мастерской

Более популярного художника в СССР вряд ли можно найти. Наглядным доказательством этого были огромные очереди из желающих увидеть его картины, которые занимали с раннего утра.

В 1978 году Манеж оказался в настоящей осаде – за месяц выставку Глазунова, представившую на суд зрителей живопись на исторические, национальные и религиозные темы, посетили более полумиллиона человек.

-2

Кто мог – приходил с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть нашумевшую картину «Возвращение блудного сына», кто не мог – пересказывал на словах.

🎨 Сейчас наследие Глазунова экспонируется в двух музеях. Фактически, это два корпуса одного особняка на Волхонке, перестроенного по эскизам художника.
На Западе выставка была воспринята однозначно – как политическая демонстрация, отражающая скрытую борьбу в Кремле между националистами-государственниками и либералами-партийцами.

Глазунов принадлежал к первой группе, поэтому люди, собиравшиеся в его мастерской в Калашном переулке, в знаменитом доме Моссельпрома, отличались от привычного московского бомонда.

Дом Моссельпрома, здесь, под башней, находилась мастерская Глазунова
Дом Моссельпрома, здесь, под башней, находилась мастерская Глазунова

Приходили, например, писатель-монархист В. Солоухин, посол Испании Х.А. Самаранч, министр внутренних дел Щелоков.

Последний, будучи высокопоставленным чиновником, не побоялся поставить дома на видное место фотоальбом о семье Романовых, изданный на Западе и подаренный ему Глазуновым.

Н.А. Щелоков, генерал, министр внутренних дел СССР
Н.А. Щелоков, генерал, министр внутренних дел СССР

Дочь Щелокова вспоминает забавный эпизод:

«Отец очень любил Глазунова, носился с ним как с писаной торбой. В один прекрасный день папа приходит и говорит: «Ох, Илюшка совсем уже с ума сошел. Представляешь, стал приставать, чтобы я дал ему пистолет.

«Зачем тебе, - говорю, - Илья, пистолет?» «А я его, - говорит, - достану и вот так начну делать: паф, паф, паф…» По мнению отца, Илья Сергеевич как гений мог позволить себе подобное, так сказать, неординарное поведение.»

Художник и его модель: Глазунов пишет портрет министра Щелокова
Художник и его модель: Глазунов пишет портрет министра Щелокова

Мастерскую в Калашном, где между окнами висели большие старинные иконы, выхлопотал Глазунову, кстати, тоже Щелоков.

Писатель-диссидент Леонид Бородин пишет об этой обители муз и ее хозяине:

«То ли оазис, то ли маленькое, по внешним признакам, по крайней мере, сепаративное царство на Калашном переулке в доме с башенкой. Квартира Глазунова и мастерская, что этажом выше, были этаким ключом русской резервации.

Хозяин дворянского гнезда капризен. Терпеть не может так называемых «советизмов» в речи.

-6

С Глазуновым бди да бди!

Помощник Глазунова предупредил: будет проверять! Подкидывать где попало пачки «Мальборо», зажигалки, книги. Веришь, именитые, и те воруют, у такого богача, дескать, не убудет.

И верно, подкидывал ведь!»

С женой Глазунова Ниной было, наоборот, легко. Когда неопытный Бородин оказался в квартире художника вечером 8 Марта, он спросил у нее: «Я не знаю, мне надо поздравить Вас с Международным женским…» На что, хитро улыбнувшись, Нина ответила: «Можно, но лучше это делать в скафандре».

Художник со своей первой женой Ниной Бенуа и детьми
Художник со своей первой женой Ниной Бенуа и детьми

Урожденная Бенуа, представительница знаменитой художественной династии, Нина Глазунова погибла, выбросившись из окна мастерской…

Получить первую квартиру в Москве – однушку в Кунцеве – Глазунову помог Сергей Михалков.

Автор «дяди Степы» узнал о скитаниях талантливого живописца, мечтавшего из Ленинграда переехать в Москву, от своего сына Андрея.

-8

Фактически, Михалков сыграл роль «крестного отца» в жизни художника – свел с нужными людьми, помог получить заказы на иллюстрации, подсказал, как вести себя во властных кабинетах.

При подготовке поста использованы книги: А. Васькин «Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой», Л. Бородин «Без выбора: автобиографическое повествование».

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 Сретенский бульвар: московский Монпарнас, или «сквозняк свободы» на чердаке Ильи Кабакова