Предисловие
И снова история о школе... не могу без них: школа, университет – всё это напрямую связывается в моей жизни с литературой, поэзией, историей и искусством... как-то всё это тесно в моём сознании... итак... очередная история об учителе.
***
Я никогда не любила математику. А может, любила – в начальной школе, а потом не сложилось... в седьмом классе математика стала для меня чем-то совсем непонятным, объяснения классной руководительницы запоминались, но ненадолго, и это тогда, когда стихов я читала много и все наизусть.
8 класс. Новый. Гуманитарный. И новый учитель математики.
Он работал в нашей школе первый год. До этого преподавал в военной академии, успел стать заслуженным учителем Казахстана. Часто поговаривал, что геометрия – гуманитарный предмет, что вызывало у нас, девочек (а нас было большинство, 23 из 26 человек в классе) лёгкий смешок. А он пояснял, что если взглянуть на стихосложение с математической точки зрения, то всё становится немного понятнее... верили ли мы ему? Конечно, нет. Мы воспринимали это в качестве шутки или чудачества.
Он мог так увлечься чтением учебной литературы, что не слышал звонка на урок, мог посеять наши тетрадки, за что ему, возможно, даже влетало от завуча... но это было такой ерундой... На уроках он так ярко и интересно рассказывал о формулах, цифрах и теоремах, что вдруг всё становилось ясно и понятно, а главное – интересно.
Он прекрасно играл в шахматы и стал вести шахматный кружок у младших классов. К нему можно было подойти с любым вопросом и не казаться при этом глупой. Но главное: с ним можно было говорить о литературе.
Редко-редко, но он читал нам стихи, делился впечатлением от прочитанных им книг, а однажды продекламировал свою поэму, которую написал ещё в юности.
А потом была весна. Мы репетировали танец, что-то не складывалось. Учитель был уже в кабинете и внимательно наблюдал за нами. А потом вдруг встал и показал, как надо танцевать, попутно отметив, что нам, девочкам, куда важнее научиться танцевать вальс, ведь в следующем году выпускной 9-го класса.
– Так с кем танцевать, – справедливо отметила Настя, – у нас мальчиков всего три.
– Вот будет выпускной, я с каждой из вас станцую, – пообещал он.
В тот год я любила математику не меньше, чем литературу и русский язык... но сказать, что очень успевала по этому предмету, я не могу. К концу года у меня была спорная оценка между тройкой и четвёркой. Если бы вышла тройка, она была бы единственной за 8 класс, потому что по физике у меня уже выходило хорошо. Я подошла к нему и попросила дополнительное задание. Он не дал, а лишь спросил:
– Больше троек нет?
– Нет, – краснея ответила я...
– Ну, у тебя ближе к четвёрке... могу поставить так... но в следующем году будем навёрстывать упущенное.
Я радостно закивала.
Ни он, ни я не предполагали, что следующего года с ним уже не будет. Он ушёл из нашей школы. Почему? Не знаю. Возможно, заслуженный учитель Казахстана уехал к себе на Родину, чтобы быть ближе к семье и там учить детей, таких же, как мы.
На выпускном 11 класса мне всё время казалось, что он вот-вот войдёт в зал и станцует с нами обещанный вальс. Но, конечно, это было невозможно. До сих пор вспоминаю о нём с теплом, и кажется, что он действительно умел всё: преподавать математику гуманитариям, читать и писать стихи, обучать шахматам, играть на гитаре и танцевать вальс.
А у вас были такие учителя? Пишите в комментариях, ставьте класс, если заметка была интересной, и подписывайтесь на мой канал. Другие истории о школе и учителях читайте здесь: