Карта мира … Глобус … Все испещрено контурами границ, каждое государство окрашено в свой цвет. Кажется, что нет в мире ничего более устойчивого, чем эти территории, заключенные в рамках государственных границ. Но это только кажется. В действительности же происходят постоянные исторические, географические, политические процессы, которые изменяют названия стран, их территории, границы. Мне хочется поговорить об историческом изменении территории России – о присоединении к ней Крымского полуострова. Это событие произошло 16 марта 2014 года, когда на общекрымском референдуме жители полуострова решили, что они отделяются от Украины и входят в состав России. Международная реакция на данное событие была предсказуема – большинство стран и международных организаций, в том числе и ООН, не признали его результатов, как нелегитимного, т.е. юридически не обоснованного.
И сразу же у любого думающего человека появляется вопрос: а почему? Ведь это же не первый и не последний референдум по вопросу изменения территориально-политического статуса.
О том, что референдумы о вхождении Крыма и города Севастополь с точки зрения действующих норм международного права вполне легитимны подтверждают международно-правовые акты. На VII сессии Генеральной Ассамблеи 16 декабря 1952 года была принята резолюция 637 (VII) «Право народов и наций на самоопределение», в которой подчеркивалось, что право наций на самоопределение является предпосылкой для пользования во всей полноте правами человека; каждое государство – член ООН должно уважать и поддерживать это право в соответствии с Уставом ООН; население несамоуправляющихся и подопечных территорий имеет право на самоопределение, а государства, отвечающие за управление этими территориями, должны применять практические меры для реализации этого права. В ст.2 Резолюции 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 года говорится о том, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие»
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 года уточняются возможные формы самоопределения: «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение».
Изначально резолюции касалась колониальных территорий, но в дальнейшем действие их норм было перенесено на все территории и народы без исключения.
Согласно ст.1 п.1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года): «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие».
Т.е. с точки зрения норм международного права народ Крыма имел полное право на проведение референдума о вхождении в состав России.
Получается, что никаких норм международного права референдум в Крыму не нарушал, все резолюции и Устав Генассамблеи ООН дают народу это право, народ его использует, а результат …
Странно, правда? Может быть, Крым нарушил законодательство Украины, в состав которой он ранее входил? Обратимся к нему.
Во-первых, следует отметить, что Украина является унитарным государством, т.е. ее административно-территориальные единицы не обладают самостоятельным статусом и не имеют признаков государственности. А как же тогда Автономная Республика Крым находилась в ее составе, ведь у нее была и Конституция, и относительная самостоятельность.
Во-вторых, Конституция Украины допускала изменение территории, но только на всеукраинском референдуме, т.е. ст. 73 противоречила международным нормам, о которых было написано выше.
Интересно, сможет ли когда-нибудь хоть какая-либо территория Украины выйти из ее состава согласно 73 статьи Конституции. Думаю, что нет.
В-третьих, Закон Украины «О всеукраинском референдуме» не содержал понятия о местном референдуме, хотя предыдущий закон, регулирующий данный вопрос регулировал вопросы местного референдума.
Следовательно, несмотря на определенную самостоятельность Автономная Республика Крым реализовать свои права не могла, поскольку отсутствовал механизм данной реализации – местный референдум, всеукраинский гарантированно не давал такой возможности.
Теперь давайте посмотрим на саму историю референдумов.
В XXI веке состоялось уже 22 референдума с вопросами об изменении политического статуса – по два в Азии и Африке, по три – в Америке и Океании и двенадцать в Европе.
Рассмотрим некоторые из них. В Восточном Тиморе в 1999 году был проведен референдум о независимости, причем проведен под специально созданной для этого международной юрисдикцией – под эгидой ООН. Создание такой юрисдикции понадобилось потому, что другой законной и международно признанной юрисдикции для Восточного Тимора на тот момент просто не существовало.
В бюллетень для голосования было внесено два вопроса: принимаете ли вы особую автономию для Восточного Тимора в рамках унитарного государства Республики Индонезии? Отвергаете ли вы предложенную особую автономию для Восточного Тимора, что приведет к выходу из состава Индонезии?
Вопреки опасениям, референдум 30 августа прошел без серьезных инцидентов. По заявлению представителей миссии ООН, в референдуме приняли участие более 90 % избирателей, 78,5 % избирателей высказались за независимость от Джакарты. Сразу же после референдума Индонезия ввела на территорию Восточного Тимора 15 000 своих солдат, которые учинили там страшную кровавую резню и погромы. Они убили тысячи людей, сожгли дома, разграбили все, что попадалось им под руку. 21 сентября 1999 г. началась миротворческая операция ООН – 7500 миротворцев высадились в Восточном Тиморе. В октябре 1999 г. Народный консультативный конгресс на внеочередной сессии единогласно одобрил итоги референдума в Восточном Тиморе, а в конце того же месяца последний индонезийский представитель покинул бывшую 27-ю провинцию. 20 мая 2002 г. была провозглашена Демократическая Республика Восточный Тимор – Лешти (Восточный Тимор). Первым президентом Восточного Тимора был избран Шанана Гужмау. В конце сентября 2002 г. республика была принята в качестве 191-го члена в ООН.
В 2011 году Южный Судан отделился от Судана. Южный Судан – самое молодое государство, появившееся на карте Африки после проведения референдума в 2011 и отделения от Судана. Это отделение поддерживали как США, так и страны ЕС. «Лоббирование» плебисцита Соединенными Штатами вполне объяснимо, т.к. в Южном Судане находятся богатейшие месторождения полезных ископаемых, в том числе – нефти.
Южносуданский плебисцит интересен тем, что на период голосования в Южном Судане были задействованы 40 тысяч полицейских и военнослужащих, а еще дислоцированный военный контингент миссии ООН численностью в 10 тысяч человек. Вооруженные «до зубов» военные находились даже на участках для голосования, следили, чтобы простой и, мягко говоря, не очень грамотный народ, выразил «свою волю» так, как надо организаторам этого «фарса». При этом «мировое сообщество» как-бы не заметило, что народное волеизъявление проходило «под дулами автоматов».
Следует отметить, что референдум в Южном Судане рассматривался международными организациями как способ решения длительного кровопролитного конфликта между центральной властью и южно-суданской Народной армией освобождения.
17 февраля 2008 года Парламент Косова принял акт, который объявил о независимости Косова в одностороннем порядке. На экстренном заседании Совета безопасности ООН 15 февраля 2008 года пять государств (США и Европейского союза) из 15 членов Совбеза высказались за предоставление независимости Косову.
Косовские албанцы отделились от Сербии в одностороннем порядке, нарушив Конституцию и суверенитет Республики Сербия. Однако, согласно решению международного суда ООН: «не требуется согласие Белграда на отделение Косова». Генеральная ассамблея ООН обратилась в Международный суд ООН с просьбой дать официальное правовое разъяснение. Запрос был сформулирован так: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово нормам международного права?» Ответ суда был таков: «Суд постановляет, что принятие декларации о провозглашении независимости... не нарушает каких-либо применимых норм международного права».
Суть косовского правового прецедента такова: «если часть страны объявляет о своей независимости в одностороннем порядке, т.е. вопреки воле и законам исходной страны, то международное право не нарушается».
Следовательно, наличие вооруженных сил третьих стран или международных организаций и односторонний порядок провозглашения независимости не является препятствием.
Кто-то из великих сказал, что история не знает сослагательного наклонения. А я, все-таки, попробую этому не поверить. Ведь если бы в Крым вошли украинские бандиты, извините, войска, население оказало бы сопротивление, пролилась бы кровь, пролилось бы «море крови». Тогда бы все те, кто сегодня не признает легитимность референдума, заохали бы, заахали бы, созвали бы заседание ООН. А народ Крыма в это время защищал бы свои дома, свою землю, обливаясь кровью. Очень трудно сказать, сколько времени раскручивался бы старый, ржавый маховик ООН, сколько надо было бы провести заседаний, консультаций, сколько раз погрозить Украине пальчиком («ай-ай-ай»). Может год, может два, времени точно хватило бы, чтобы Украина «навела порядок» в автономии. Потом бы пришли миротворцы, представители ОБСЕ, разные «кресты и полумесяцы». И еще не забудем пригласить американских советников. Все. Почва для референдума подготовлена, назначаем дату. Это – сценарий того, что случилось бы до того, как состоялся бы очень легитимный референдум. А нужно ли это все было народу Крыма? Нет. И народ поступил мудро, выбрав единственно правильное решение и единственно верного друга и брата – Россию.
Теперь обратимся к событиям, которые послужили причиной проведения референдума.
На Украине 22 февраля 2014 года произошел государственный переворот. Верховная рада отстранила от власти президента Виктора Януковича, который был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. Исполняющим обязанности президента был назначен спикер парламента Александр Турчинов.
Реакцией на переворот и приход к власти антироссийски настроенных оппозиционеров стали митинги в городах юга и юго-востока Украины в защиту русскоязычного населения, многие из которых проходили под российскими флагами. В Крыму и Севастополе митинги переросли в мощное пророссийское движение.
В ночь на 1 марта неизвестные вооруженные люди пытались захватить здания Совета министров и Верховного совета Крыма.
1 марта глава правительства Сергей Аксенов на первом заседании совета министров Крыма в новом составе сообщил, что «учитывая сложную ситуацию в автономии и понимая свою ответственность за жизнь и спокойствие граждан, которые проживают на территории республики, я принял решение обратиться за помощью к (президенту России) Владимиру Владимировичу Путину, с целью оказания содействия в наведении законного конституционного порядка на территории автономной республики Крым».
6 марта парламент Крыма принял решение о вхождении автономии в состав России. Также было принято решение о переносе референдума на 16 марта (ранее планировалось провести 30 марта). На референдум выносились вопросы:
«Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?»;
«Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?».
7 марта Севастопольский государственный совет на внеочередной сессии принял решение о вхождении города в состав Российской Федерации. Кроме того, горсовет Севастополя поддержал решение Верховного совета Крыма о проведении 16 марта общекрымского референдума.
16 марта на полуострове прошел референдум о дальнейшей судьбе региона.
17 марта Верховный совет Крыма на основании результатов референдума принял постановление о независимости от Украины.
18 марта президент России Владимир Путин, руководство Крыма и мэр города Севастополя подписали договор о вхождении Республики Крым и Севастополя в состав России. Договор впоследствии был одобрен Госдумой и Советом Федерации.
21 марта президент Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о присоединении Крыма и Севастополя к России и федеральный конституционный закон о процедуре их вхождения в состав России.
Основным побудительным мотивом для проведения крымского референдума явилось безопасность народа Крыма. И этот мотив ключевой элемент легемитизации самого референдума.
Я не даром привел примеры референдумов в различных странах. Их объединяет кровь, боль, гибель сотен тысяч мирных людей, беспомощные «барахтанья» ОНН, благодетели из США. Думаю, что крымский референдум тоже должен был стать в один ряд с ними, но – не случилось. А надежды возлагались, а возможности просчитывались, а деньги … много денег. Россия помогла Крыму провести референдум, не допустить кровопролития. Все было сделано по-братски, а надо-то было по-европейски, по-американски.
Вот почему референдум не признается, Россия обвиняется во всех грехах. Отсюда – миражи, фантазии, ничем не подтвержденные «дула автоматов» в Крыму и Севастополе. Их никто не видел, документально не подтвердил, но их рассмотрели политические лидеры и СМИ Европы и США, которые продолжают лицемерно настаивать на этом.
В завершении хочу привести выдержки из двух документов: Декларации независимости США от 4 июня 1776 и Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года.
Прочитайте их внимательно и решите для себя вопрос о легитимности референдума в Крыму. Кто не с нами – тот против нас.
Первый документ: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье».
Второй: «Исходя из смертельной опасности, нависшей было над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года, …исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами, исполняя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного украинского государства – Украины».