Найти тему
Татьяна Забродина

Метаморфозы, или Водочный завод, которого не было

Издавна для западного человека русский мир символизируют несколько предметов: вечная зима, непроходимые чащобы, шапка-ушанка, тулуп, валенки, водка, балалайка и медведи.

В истории здания Козьмодемьянского музея сатиры и юмора им. О. Бендера водка тоже оставила свой след. И произошло это задолго до основания музея.

В середине XIX века бывшее административное здание городские власти передали двум сёстрам-мещанкам – Арине Баевой и Пелагее Волковой. Здание было большое, двухэтажное, с третьим, антресольным, этажом. На какие средства жили Баева и Волкова, история, к сожалению, умалчивает, - но весь первый этаж арендовал у них местный, козьмодемьянский торговец Александр Константинович Мясников. Мясников держал в городе несколько питейных заведений. В частности, в доме Баевой и Волковой находился ещё и склад водочной продукции.

В 1872 году Александр Константинович задумал открыть здесь водочный завод. И сразу же начал переводить задуманное в материальную плоскость. Поначалу всё шло как нельзя лучше. Получив согласие хозяек дома, заказав план-чертёж в земской управе, Мясников поехал в Казань, где план благополучно утвердили губернский инженер, губернский архитектор и другие важные чиновники…

Увы, этому плану не суждено было сбыться. В 1873 году в доме произошёл пожар, и здание по дешёвке выкупил купец Павел Фёдорович Бычков, значительную часть дохода которого в то время приносила продажа водки, у него даже был свой завод в пригороде.

Вся эта частная торговля продолжалась вплоть до 1894 года, когда министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте ввёл государственную монополию на продажу водки, уже четвёртую, если вести отсчёт со времён правления великого князя Ивана III Васильевича...

Сотрудник отдела учёта и хранения МУ КМК

Емелин Е.В.