3 июля, бухта Халонг
...и проснулся я ровно по будильнику и, наверное, единственный раз за всё время во Вьетнаме, умудрился сходить в отеле на завтрак. Проспать было никак нельзя. Когда после завтрака я спустился вниз, меня уже ждал водитель от туристической компании, я отдал ему свой ваучер и сел в микроавтобус. В нём, кроме меня, находились парень неопределённой внешности – оказалось, впоследствии, что он филиппинец, и девушка. Мы тронулись, и поехали, как обычно, собирать остальных участников экскурсии по местным ханойским отелям. На всё про всё ушёл час, я был не против, ибо полюбовался из окна городом, а набралось нас порядка 10 человек, так что все места оказались заняты. Мы выехали на трассу и вот тут выяснились не совсем приятные моменты. Во-первых, микроавтобус был без кондиционера. Может, кондёр и был, но поддувал вовсе не холодным и совсем не сильно. Во-вторых, окошки открывать нам не разрешали. В-третьих, сзади меня сели какие-то девчонки, которые всю дорогу болтали, а я сломал себе мозг, пытаясь их понять. Да, я знаю, подслушивать нехорошо и всё такое. Но тут ведь как получилось, я вроде бы понимал, что они говорят на французском. Однако не мог толком разобрать почти ничего! А ещё, они почему-то употребляли английские слова в речи, причём с явно не французским произношением. Спустя часа полтора загадка разрешилась, оказалось, девушки из Канады. Тьфу, подумал я. Вот уж эти канадцы, даже по-французски нормально говорить не могут!
Очевидным недостатком экскурсии в бухту Халонг из Ханоя является долгая дорога. В один конец надо ехать три с половиной часа, при том, что сама прогулка на яхте занимает четыре. Итого, семь часов в пути, четыре часа на «сайтсиинг». Довольно утомительно. По пути вас ждёт остановка, якобы чтобы сходить в туалет. По совместительству туалет является крупным магазином, где продают одежду, ювелирные украшения, сувениры и тому подобные артефакты. На всё про всё аж полчаса – на мой взгляд, пустая трата времени.
Выехав в 8 утра, в саму бухту мы приехали к 12 часам дня. Нас выгрузили из микроавтобуса и повели к зданию, на которое, будь мы в России, я бы пришпандорил буквы «Речной вокзал». Там продавались билетики на собственно прогулочные яхты и там нас встретил гид, который сопровождал нас всю оставшуюся поездку. Получив свои билетики, мы погрузились на борт яхты и отплыли в неизвестность…
Это я так интригую. На самом деле, конечно, мы прекрасно видели и знали, куда плывём. Если вы катались на яхте где-нибудь в Турции, в Алании, то можете представить себе такой же кораблик, только пообшарпаннее. Тем не менее, суть одна – он имеет два этажа, на первом из которых по оба борта в ряд стоят столы со скамейками, а второй этаж – это просто крыша, куда можно пойти полюбоваться пейзажем. Сразу, как только мы отплыли, экипаж начал приготовления к ланчу, а я пока осматривал окружающие места.
Если вы были в Таиланде на Пхукете и ездили там на экскурсию в залив Пханг-на (Phang-na Bay), то бухта Халонг вас вряд ли удивит. Ибо эти два места похожи друг на друга, как две капли воды. Единственное, вьетнамская бухта, очевидно, намного больше. В то же самое время, в Таиланде залив однозначно чище и как-то нетронутей, что ли. В нашу с Юлей бытность там, мы плыли на узкой и низкой быстроходной лодке с открытым верхом, откуда-то из устья реки в сам залив, мимо мангровых зарослей и одинокого рыбака на лодке. Тогда это произвело феерическое впечатление, ибо потрясающие огромные скалы нависают над тобой, вокруг зелёная вода, по сторонам корни мангровых деревьев, и скорость и брызги волн в лицо… Сейчас же всё оказалось весьма неспешным, яхта, урча мотором, направилась по водной глади к группе скал вдали, оставляя позади себя грязный берег с плавающим в воде мусором. В довершение всего, мы проплыли мимо какого-то островка, на котором была нормальных таких размеров свалка, а чуть поодаль плыл корабль, нечто вроде лесовоза. То есть создавалось ощущение не прикосновения к чуду природы, как в Таиланде, а какого-то грязного портового места, из которого надо поскорее выплыть.
Впрочем, мусорный островок остался позади, а нам пока предложили обедать. На обед был рис с рыбой, приправами и морепродуктами. Напитки – только за деньги. А к рису подали палочки. Между прочим, я не умею есть палочками! И учиться именно сейчас не было никакого желания. Я культурно попросил моряка-официанта принести мне «fork». Когда на пятый раз он услышал мой призыв, то стало понятно, что от него можно ожидать лишь той реакции, что я и впоследствии видел от людей аналогичной языковой компетенции – «fork… yes, yes, fork» - и… ничего! Это они так, когда не понимают – всегда говорят, мол, да,да… А к моменту, когда я до него-таки докричался, на меня смотрела уже вся публика, коей на яхте было человек 30, французы, вьетнамцы, американцы и даже эти девочки канадки. Ну да, блин, не умею я есть палочками! И что с того? Остальные все умеют? Лишь благодаря помощи гида мне всё-таки принесли вилку. Кстати, за моим столом оказался здоровый парень из Аргентины, который тоже, судя по всему, держал палочки в первый раз. Но вилку не попросил. Ну и ладно.
Как и на тайской экскурсии, нас привезли на эдакий понтон в середине заливчика, окруженного скалами, откуда можно было покататься на каяках. Только самим, без местных, и вот это оказалось довольно круто! Вообще, они двухместные, но поскольку я путешествую один, я приготовился лезть туда в гордом одиночестве и краснеть от своего неумения плавать на каяке. Однако в действительности же ко мне подошел парень из Аргентины и мы с ним поплыли вместе. Оказалось, что я в гребле – профессионал, а вот он, хотя он меня выше на голову и поплечистее, какой-то тюфяк, он до самого конца нашего с ним плавания не мог разобраться, как надо грести, чтобы развернуться. Зачем только он палочками ел на судне? Надо было ему тоже вилку попросить. А вообще, можно гордиться за Россию – гребём мы не хуже французов с канадцами, видите чё! Загребаем, нагребаем… Пока мы плавали с ним вокруг да около скал, мы немножко обсудили политические вопросы, куда ж без этого, Украину, ситуацию в социальной сфере в Европе и в Аргентине (у него родители живут в Италии), выяснили, что мы оба были в Таиланде на Пхи-пхи, ну и вообще, славно пообщались. Хотя его английский недалеко ушёл от английского всех моих знакомых вьетнамцев.
Далее по программе было кое-что интересное, чего в Таиланде не было. Следующей остановкой яхты была уже новая пристань, прямо у одной из крупных скал, где мы прошли по дорожке, заплатили небольшую денюжку и смогли попасть в огромную пещеру! Которая находилась прямо внутри скалы! Если честно, на память пришли ассоциации с Кунгуром, только там пещера длиннее и уже, а здесь не очень длинная, но внутри она просто огромна! Там есть и сталактиты и сталагмиты, а в одном месте высоко надо головой – расселина, выход наружу. До туда не добраться, но солнечный свет через это отверстие попадает внутрь и это очень и очень красиво! В самой пещере, конечно, проложены дорожки для туристов и спрятаны фонари с разноцветной подсветкой, но всё равно, надо быть очень осторожными – камни скользкие и упасть на них очень легко.
Пещера оказалась последним этапом экскурсии, выйдя из неё мы направились на яхту и поплыли назад. По пути наш услужливый гид завёл со мной разговор на тему других экскурсий, но я ответил, что завтра улетаю в Нячанг. На что он любезно предложил организовать мне трансфер до аэропорта за 290 тысяч донгов. Учитывая, что первоначально этот путь мне обошёлся в четыреста, я, конечно, согласился.
Потом был долгий путь домой, с очередной остановкой в магазине на полчаса. Кстати, пока мы полчаса бродили по нему, а уже смеркалось, внезапно во всем огромном торговом зале выключился свет! Молодёжь, конечно, завопила и я подумал, что сейчас продавцы точно не досчитаются товара на прилавках. Однако вроде бы, никто даже и не взял ничего… Странные они какие-то, эти иностранцы… Наверное, им их противные западные ценности мешают спереть что-нибудь, пока никто не видит. Оно и верно, раз у них уже есть свои ценности, зачем им чужие?
Когда мы вернулись в Ханой, все магазины и ресторанчики в округе уже закрывались, что поставило меня перед выбором, ложиться ли спать голодным или что-нибудь придумать. Единственное, что я смог найти, это возможность приобрести на вынос два сэндвича с тунцом. Ребята, это были лучшие сэндвичи с тунцом в моей жизни!
Кстати, ещё любопытная вещь. Пока мы ехали по вечернему Ханою, развозя всех участников экскурсии по домам, то проезжали мимо того самого озера Хоан Кием. Я вам так скажу, во-первых, Вьетнам днём и Вьетнам вечером – это два разных Вьетнама! Днём все куда-то едут, спешат, либо сидят в своих лавках и работают. А вот вечером всё совершенно меняется! Улицы и площади хорошо освещены и на этих площадях просто огромные толпы народу! Но они не пьют, не буянят и не орут песни под гитару или под автомагнитолу. Знаете, что они делают? Они занимаются спортом! Буквально поголовно! Представьте, мы проезжаем небольшой скверик, и я вдруг вижу в нём девушку с магнитофоном, которая ведёт фитнес-тренировку, а перед ней стоит, наверное, человек 50. А чуть подальше люди делают гимнастику или занимаются какими-то боевыми искусствами. Но это всё настолько цивилизованно, настолько культурно и мирно, что мне, если честно, очень завидно и досадно – почему они так могут, а мы нет, почему для нас «отдыхать» или «снимать стресс» означает набрать пива и с сигаретой в зубах сидеть на лавке, особенно ещё по-нашенски, это когда рядом дети играют. А для них отдых – это спорт, гимнастика? Впоследствии, в Нячанге, я наблюдал совершенно аналогичную картину, людей совершенно разного возраста – взрослых мужчин, пожилых женщин, подростков – вечером в парке на тренажёрах, или просто делающих гимнастику на траве. Так что это правило, а не исключение.
Однако ж на этом третий день моего пребывания во Вьетнаме подошёл к концу, впереди меня ждал самолёт, а далее Нячанг и, наконец-то, море!
(продолжение следует)
(с) Владимир ШЕРЕМЕТЬЕВ, 2014-2020