Найти тему

Пелевин оказался сильнее стереотипов о себе (рецензия на "iPhuck 10")

iPhuck 10 - роман во многом о России. Сдается мне, этот брошенный ЗиЛ, который я встретил посередине небытия на обочине северной дороги в глубинке страны, вполне мог бы сойти за экземпляр раннего гипса.
iPhuck 10 - роман во многом о России. Сдается мне, этот брошенный ЗиЛ, который я встретил посередине небытия на обочине северной дороги в глубинке страны, вполне мог бы сойти за экземпляр раннего гипса.

По рекомендации друга решил еще раз посмотреть Пелевина, очень нужно было что-то художественное и недлинное, чтобы разбавить тяжесть трактата Эрика Ноймана о психологии сознания.

Несмотря на то, что я искал художественной передышки от заумной книги о развитии человеческого сознания, получил я книгу о… развитии сознания. Ну, по крайней мере, в конце романа этой теме посвящена глава. Ирония какая-то вселенская.

Когда «iPhuck 10» только вышел, сразу оттолкнуло название. Какое-то очень уж конъюнктурное, вымученное. За этим названием и белой обложкой мне виделся исписавшийся старик, который отчаянно кричит нам «How you doin’, fellow kids?». В моем понимании Пелевин стал этаким ремесленником, который регулярно пишет, фанбаза его покупает, но внешнему читателю он вряд ли будет интересен. Я ошибался.

Айфак – это такая антиутопия, основной метод в которой - постмодернизм постмодернизма (если вообще это словосочетание имеет смысл). При этом автор корнями сидит в классической русской литературе, а ветками выглядывает то в абсурд, то в сюр. Получается абсолютно дикое месево вроде тех жидкостей, которые кипят и замерзают одновременно. То погружаешься в сюжет, смеешься шуткам, наслаждаешься языком, то выплываешь на поверхность с мыслью «что за бред!?». Потом снова ныряешь.

Автор то ли умышленно, то ли по недоразумению как-то странно визионерствует, описывая нам будущее. Например, геополитический сетап у мира очень странный, там даже не видно попытки хоть какой-то реализм изобразить. Сшитый из страхов, стереотипов и медиа-страшилок нашего времени, мир будущего не выдерживает никакой проверки логикой. В то же время человеческие переживания, вписанные в этот диковинный неолиберальный тоталитаризм, выглядят естественно и неожиданно глубоко.

Вообще все, что касается человека и его природы очень тонко, душевно, по-отечески тепло и психологически выверено (даже если под человеком понимается главный герой – полицейский алгоритм Порфирий Петрович). Какая-то абсолютно недостижимая для кино, особенно полнометражного, глубина, точность и прозорливость. Если технологический и геополитический слои визионерства абсолютно бредовые и гротескные, то мир человека пугающе реалистичен. Может, такими мы и будем. А некоторые, может, уже такие и есть.

Отдельно скажу про язык и юмор. Пелевин очень хорошо пишет, играет стилями, историческими пластами, лексикой. Его просто приятно читать. За каждым словом чувствуется нетривиальная образованная личность. Тот редкий русскоязычный автор, которому я, как член общества с разделением труда, готов отдавать свое пшено, чтобы он не работал в поле, но писал для всей нашей общины. Для понимания ситуации скажу, что свое пшено я отобрал бы, например, у Минаева и отправил бы его копать, а не писать.

Уровень стеба в романе запредельный. Не знаю, как в других его книгах (кроме "Поколения П" лет 17 назад ничего не читал), но тут едва ли не чересчур. И над ультралевым дайверсити-фашизмом и над нашей богоспасаемой страной, и над развитием сексуальной культуры, мировыми закулисьями – думаю, если искать эти моменты специально, а не нестись по страницам, найдется много чего еще. Та редкая книга, в которой за каждым словом может стоять какой-нибудь дополнительный слой иронии.

Однозначно рекомендую к прочтению. Автор живет на своей частоте, он демиург, он сам словно литературный ИИ, - одним словом, он хорош. Не рекомендую слишком прямолинейным, книга по нынешним временам, я бы сказал, контр-дискурсивна. Нужна здоровая самоирония и спокойное отношение к современным понятиям-триггерам вроде феминизма, гендерной идентичности, патриархальности и т.д.