Даже на стоянке он поражает воображение с любого ракурса: обтекаемые, хищные обводы, огромные размеры, впечатляющий вид монументальной надстройки и «бочек» - насадок на винтах. А на ходу стремительный полет дюралюминиевой громадины над гребнями волн и каменистыми пляжами... Внешность крупнейшего в мире амфибийного корабля на воздушной подушке (КВП) можно описывать только в восторженных тонах и превосходных степенях!
С другой стороны, можно ведь корить заказчиков и создателей уникальных машин за размерность, выбранную непонятно из каких соображений, за размещение ударного оружия на практически не защищенном корабле, в конечном счете — за предельно дерзкий (и очень дорогой) рывок в неведомое...
Само начало работ над десантным кораблем на воздушной подушке проекта 12322 служит наглядным подтверждением того, что все развивается по спирали. На первую боевую «подушку» — «Скат» — поставили вертолетные двигатели, два маршевых и подъемный: других не было, а главное - не были известны условия их работы на совершенно новых аппаратах.
Компоновка бывшего самым большим в мире «Джейрана» в значительной степени определялась мощными тяжелыми (специальными, корабельными) двигателями, которых хватало и на создание подушки, и на движение. К началу 80-х появились агрегаты несколько слабее, но с несравнимо большей удельной мощностью, давшие жизнь легким и средним боевым «подушкам» проектов 1206, 12061, 1209 у них маршевые винты и нагнетатели тоже приводились одними и теми же моторами. И тогда конструктор НПО «Алмаз» Герман Дмитриевич Коронатов задался вопросом: а что, если поставить эти ГТД-8000 (смотри «ТМ», № 4 за 1998 г.) на большую машину? Главный выигрыш предполагался в живучести: вывести из строя одновременно несколько моторов, никак не связанных друг с другом, крайне сложно. Усовершенствованному «Джейрану» хватило бы четырех ГТД-8000: два — на нагнетатели, столько же на маршевые винты.
А новый танконосец был нужен: во-первых, танков хотелось возить побольше, во-вторых, сами они потяжелели. Масса машин нового поколения, принятых на вооружение в начале 70-х, была на треть больше, чем у предшественников, и два «расчетных» танка 12321-й нести уже не мог. Кроме того, неплохо было бы усилить и вооружение, как зенитное, так и наступательное.
О трансокеанских, против главного супостата, рейдах речь еще не шла (хотя подобные проекты, в том числе с ядерной энергетикой, продумывались). Но и на куда меньших, «закрытых» акваториях у нас имеется вероятный противник, силу которого не стоит недооценивать члены противостоящего нам военного блока: ФРГ на Балтике и Турция на Черном море. И корабль, способный за считанные часы перебросить на неподготовленный берег роту морской пехоты с бронетехникой, да еще и поддержать ее огнем, здесь очень даже пригодится!
Однако с возрастанием грузоподъемности и вооруженности корабля (а в конечном счетe — массы) необходимо было увеличить и его размеры В противном случае пришлось бы повышать давление в подушке, что крайне нежелательно, оно у 12321-го и так велико.
Так что просто поставить новые «движки» на старый корпус было нельзя, и аппарат получался совершенно новый: на 12 м длиннее и на 8 шире, с площадью опорной поверхности вдвое большей. Высота машины с монументальной надстройкой достигла 21 м! И чтобы разогнать ее до скорости 60 узлов, потребовался пятый двигатель и третий винт.
А раз так, «алмазовцы» логично вернулись к схеме своего же раннего «Ската» особые двигатели работают на нагнетатели, другие обеспечивают ход.
В принципе общая компоновка проекта, получившего номер 12322 и название «Зубр», традиционна: сквозной отсек для техники по продольной оси корпуса, по бортам - служебные отсеки, моторы В корме, рубка - на верхней палубе. Но конкретное конструктивное воплощение уникально, как уникальны и сами корабли этого типа. Начнем с внешности.
Первое, что отличает «Зубр» — обтекаемый сплюснутый нос, образованный заметным понижением верхней палубы. Этим решается задача не столько снижения лобового сопротивления, сколько (вместе со сдвинутой к корме массивной ходовой рубкой и развитыми пилонами мотогондол) смещения назад за центр масс — центра боковой парусности. Напомню, что аппарат на воздушной подушке в крейсерском режиме имеет абсолютное скольжение, и порыв бортового ветра способен развернуть такую «стену» (57,3 х 21,9 м), что на 60 узлах крайне нежелательно...
Если двигатели подъемного комплекса традиционно размещены в кормовой части служебных отсеков, то три маршевых над верхней палубой, на пилонах. Так решили сразу несколько проблем: получили дополнительные аэродинамические поверхности для стабилизации на курсе (пилоны), сэкономили массу за счет исключения длинных и тяжелых приводных валов винтов, повысили живучесть силовых агрегатов за счет их пространственного разнесения, освободили место для кормовой аппарели. Правда, эта схема имеет и недостаток - за моторами вверх смещается центр масс, что вредно для остойчивости.
В многоярусной надстройке, заставляющей вспомнить атомные крейсера типа «Киров» («TM Ne 12 за 1989 г.), кроме собственно ходовой рубки сосредоточены системы управления оружием и энергетикой корабля, навигационная аппаратура. Сходство с крейсерами (наклонные стенки) не случайно и обусловлено теми же требованиями снижения радиолокационной заметности.
В результате новый десантный КВП приобрел неповторимый, даже несколько «неземной» облик - будто имперский дрeднoут из фильма «Звездные войны»!
Каждый из двух служебных отсеков разделен на девять отделений. Носовые — так называемые «шкиперские», в них размещается оборудование, необходимое всякому судну (например, якорь). Далее, на подъемных станках, установлены 22-ствольные реактивные системы залпового огня «Огонь» (корабельный вариант прославленного «Града») с боекомплектом на три выстрела, предназначенные для огневой поддержки десанта, подавления береговой обороны. За ними — Жилые помещения экипажа.
Дальше подбашенные помещения 6-ствольных 30-мм артиллерийских установок АК-630М. Между ними и нагнетателями НО-10 - кубрики десанта. Еще два кубрика для морских пехотинцев находятся между нагнетателями, близ центра масс корабля.
Несколько слов о вооружении «Зубра». АК-630M (как и переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла») в первую очередь -оружие противовоздушной обороны, хотя оно способно поражать и легкобронированные цели. Обычно его наведение осуществляется при помощи радиолокатора или оптического комплекса, установленного в рубке. Но если они выйдут из строя, есть и ручная наводка от визирной колонки, площадка которой находится перед надстройкой.
Между нагнетателями и подъемными двигателями размещены автономные электростанции, каждая - из двух 100-киловаттных газотурбинных генераторов.
Все вышеперечисленное установлено на плоском широком понтоне, в котором, кроме баков на 56 т (по другим данным до - 87 т) топлива, расположены валы приводов нагнетателей и воздуховоды, обеспечивающие равномерное заполнение подушки при выходе из строя силовых агрегатов одного борта. Отказ от синхронизирующих валов (как на «Джейране») позволил сократить высоту корпуса — что, опять же, полезно с точки зрения аэродинамики.
Но если корабль подходит к противнику на дистанцию огневого контакта, поразить могут и его. Бронировать кВП полностью невозможно тогда он не сможет на подушку подняться. Правда, проспект «Росвооружения» утверждает, что экипаж и десант защищены «легкой броней», но что это такое – не раскрывается. В основном же расчет именно на большие размеры тонкостенной конструкции. Предполагается, что снаряды прошьют корпус насквозь, не причинив кораблю особого ущерба, а вероятность повредить при этом что-то важное мала: все системы 12322-го многократно дублированы.
Корабль, в официальном наименовании которого впервые для аппаратов на воздушной подушке нет слова «малый», рождался трудно и долго. Первые прикидки комбинации «ПД-8000 на «Джейрановском» корпусе» были сделаны еще в 70-х, но только в 1988-м головной аппарат был сдан Военно-Морскому Флоту. Многочисленные задержки, обусловленные новизной и масштабом решаемых задач, стоили должности первому руководителю работ Ю.М.Мохову (причем, по мнению многих «алмазовцев, высшее начальство просто нашло «козла отпущения»). Сдавал машину Флоту уже Ю.П.Семенов, но фактически «Зубр» - детище Г.Д.Коронатова.
На испытаниях случалось всякое. Считается, например, что отказ одновременно двух двигателей маловероятен. Однако на первом «Зубре» «вырубились» оба подъемных агрегата (увы, далеко не единственный в истории нашего моторостроения случай), и корабль на скорости около 50 узлов «приложился» днищем на воду... Нет, он не затонул, но пришлось выправлять сильный прогиб корпуса.
Новые танконосцы в конце 80-х пошли в серию на ленинградском Морском заводе для Балтики и на феодосийском для Черного моря. В боевых действиях им участвовать не довелось, испытания сложные, как и любого уникального изделия кроме упомянутой аварии, ничем «сенсационным» не выделялись. В Книгу рекордов Гиннесса «Pomornic» (именно так - по-русски, «Поморник» назвали «Зубра» на Западе) вошел как самый большой и быстрый в своем классе.
И таким он, видимо, останется надолго: зарубежных аналогов просто нет (впрочем, тем, кто в состоянии его построить, не нужен столь огромный КВП), а у нас выпуск прекращен в 1992 г. Причем сколько «Pomornicам летать над балтийскими и черноморскими Волнами вопрос пока открытый, так как создатель и производитель их газотурбинных «сердец» теперь за границей, а эксплуатация «Зубров» отнюдь не дешева. Конверсионные же проекты автомобильных паромов и спасательных вертолетоносцев на базе крупнейшей в мире амфибийной «подушки» пока остаются на бумаге.
Благодарю, если дочитали – вы истинный ценитель истории военной техники, надеюсь было интересно, пишите пожелания про что Вы бы хотели узнать, и через пару дней я напишу статью, и ставьте лайк.
Здесь Вы можете узнать про Танконосец -Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12321