Найти тему
Азбука Маркетолога

Маркетинг 4P

Оглавление

Часто, в вопросах про маркетинг, мы слышим о концепциях 4P, 6P, 7P и т.д. Но что же это такое и зачем оно нужно? Для того, чтобы понять суть - начнем с самых основ, а именно - маркетинговой модели 4P (4 пи).

Немного теории:

Впервые модель 4P представил Теодор Левитт в 1960 году. С тех пор она неоднократно подвергалась изменениям и дополнениям (5P, 6P, 7P… 11P), но основа осталась одна. Такое название исходит из первых букв каждого пункта, на которых и строится вся концепция. Выглядит она так:

  • Product (продукт)
  • Price (цена)
  • Promotion (продвижение)
  • Place (место)

Для чего же она нужна?

Представьте себе стул на четырех ножках. Если убрать одну - стул упадет. В нашем случае в роли ножек - основные составляющие успешного бизнеса. По сути - это группировка бизнес-процессов вашей компании по категориям.

Она помогает детально разобраться в текущей ситуации, найти “шатающуюся ножку” и починить ее. Лично для меня 4P - это основа, с которой нужно начинать. Стандартная маркетинговая модель помогает наглядно оценить текущую ситуацию в компании, а так же выстроить правильную стратегию.

-2

Теперь немного подробнее о каждом пункте:

Product (продукт)

Вы должны четко понимать ЧТО вы продаете. Какие потребности клиента может закрыть ваш товар? Например, хлеб. Его покупают чтобы утолить голод. А теперь представьте свадебный каравай, который надкусывают молодожены. В сущности - это тоже хлеб, но его покупают не из за голода - у него другое назначение.

Изучение продукта можно провести по многим параметрам и для каждого бизнеса они будут индивидуальными, но вот список основных:

  • характеристики,
  • качество,
  • ассортимент,
  • внешний вид,
  • упаковка,
  • обслуживание,
  • гарантия,
  • срок изготовления.

Price (Цена)

Определите ценовой сегмент, в котором находится ваш продукт, относительно конкурентов. Это, определит стратегию ценообразования. Вам необходимо четко понимать, из чего состоит цена вашего продукта. Себестоимость производства, дополнительные расходы, издержки, маржинальность и т.д.

Качество не всегда может определять стоимость. Например, продукция многих известных брендов стоит дороже аналогов. Значит ли это что качество их товаров на порядок выше? Не всегда. Просто обладание такими вещами несет еще и социальную функцию, когда человек хочет подчеркнуть свой статус.

Основные моменты, которые необходимо учесть:

  • цена,
  • скидки,
  • акции,
  • кредитование.

Promotion (продвижение)

Продвижение - это комплекс мер, отвечающих за контакт с целевой аудиторией, с целью продажи товара, или привлечения внимания. Сюда входит огромный список маркетинговых инструментов, который каждая компания определяет исходя из своих возможностей и потребностей.

  • Стимулирование сбыта,
  • реклама,
  • маркетинг,
  • PR

Place (место)

В данном случае “место” - это не географический термин, а лишь точный перевод с английского языка. Многие специалисты называют этот пункт “Place of sale (каналы продаж)” и тогда формулировка становится более понятной. Тут необходимо оценить как вы продаете товар, насколько это удобно клиенту, есть ли у вас возможность увеличить список этих каналов, какие каналы используют конкуренты и т.д.

  • Торговые точки,
  • логистика,
  • системы оплаты,
  • ассортимент.

В заключении

Да, есть множество ключевых моментов, которые часто выносят в отдельные категории: PR (связи с общественностью), Positioning (позиционирование), People (клиенты/сотрудники) и т.д. Так и появляются те самые 5,6,7,11P. Изначально все эти пункты заложены в основных 4-х, но иногда, их действительно стоит разобрать отдельно. Делать это сразу, или начать с классической модели - решать вам.

-3

_______

Была ли полезна эта статья? Если да, то ставьте лайк и я буду стараться делать больше подобных материалов. Задавайте вопросы в комментариях, или предлагайте темы для новой статьи. И, конечно, подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить.

Удачи!