Прошлая заметка была о том, как добраться из Алматы в это занимательное место. Теперь же поговорим о самом урочище Тамгалы и его наскальных изображениях.
Первое что мы увидели — это одиноко стоящая юрта. Из юрты нам навстречу выбежал мальчик и предложил купить билеты в этот своеобразный музей под открытым небом. Цена билета – 500 тенге, но ведь не зря же мы проделали столь долгий путь! Купив билеты и выслушав все инструкции и предупреждения о возможном присутствии на территории музея-заповедника ядовитых змей и скорпионов, мы погрузились в необыкновенную атмосферу этой древней галереи наскальных рисунков.
В принципе все правила поведения тут можно прочитать на большом информационном щите.
Святилище древних
Урочище Тамгалы расположено в горах Анрахай. План музея-заповедника также нарисован на специальном щите. Здесь же логотип ЮНЕСКО.
Когда тут проводятся массовые экскурсии — место выглядит примерно так.
В остальное же время эти холмы абсолютно безлюдны и выглядят вот так.
И еще небольшая панорама. На ней получше скалы видно.
Если забраться повыше, то вид будет вот такой. Голые камни, выгоревшая трава. Лучшее время для посещения — весна. Или на худой конец — осень. Летом тут неимоверно жарко и тени практически нет.
Камни покрыты пустынным загаром или лишайником.
Кое-где пробивается чахлая растительность. Из красивых нам удалось найти только эти необычные цветочки.
Ядовитых змей и пауков мы тоже не видели. Зато удалось увидеть сусликов. Их любопытство пересиливает осторожность и если подождать у норки, то они обязательно выглянут.
Из геологических интересностей — эта кристаллическая щетка.
Сегодня археологический комплекс Тамгалы внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и находится под его защитой. Благодаря этой поддержке территория археологического комплекса содержится в чистоте, создан план музея-заповедника, на скалах нанесены предупреждающие знаки и указатели. Созданы все условия для любознательных путешественников, желающих прикоснуться к прошлому.
А теперь о самом интересном — о наскальных изображениях или петроглифах. Само слово Тамгалы скорее всего происходит от тюркского слова тамга — знак. Сейчас так в Казахстане называют тавро, которым помечают домашний скот. От слова же "тамга" произошло и название нынешней валюты Казахстана "Тенге" и в общем-то русское слово "деньги".
Скалы тут — идеальное поле для творчества. Ровные и почти вертикальные.
Здесь-то в 50-х годах прошлого столетия и было обнаружено уникальное святилище с наскальными изображениями, могильниками, жертвенниками и поселениями древних людей. Петроглифы датируются огромным периодом – от эпохи средней бронзы XIV века до нашей эры до тюркского периода VI-VIII веков н. э. Это один из самых известных и хорошо изученных памятников искусства древних народов, представленных на территории Казахстана. В комплексе святилища представлены сразу шесть хронологических периодов: средняя бронза, поздняя бронза, ранние номады, периоды саков, усуней и тюрков. Но наиболее интересными являются изображения, принадлежащие к эпохе бронзы XIV-XII вв. до н. э.
Само количество рисунков исчисляются сотнями, если не тысячами.
Именно к этой серии наскальных рисунков андроновских племен бронзового века относится небезызвестное изображение солнцеголового божества. Более 20 столетий урочище Тамгалы было сакральной территорией, святилищем, где древние народы проводили магические и ритуальные церемонии, поклонялись духам и богам. Что же изобразили наши предки на гладких скалах, покрытых многовековым "пустынным загаром"?
Вот и знаменитые изображения антропоморфного солнцеголового божества. Существа с загадочными нимбами, состоящими из кругов, множества лучей и точек, занимают особое место в галерее наскальных рисунков.
Бог солнца в окружении танцующих людей. Здесь он не один - что непонятно - то ли это разные рисунки, то ли солнцеголовых сразу могло быть несколько.
Или вот — абсолютно один, стоя на каком-то животном, судя по всему на быке.
Кстати, подобные изображения "солнцеголовых" встречаются во многих комплексах петроглифов на территории Казахстана, и в последнее время пользуются популярностью у современных дизайнеров. Например, марка с логотипом казахстанского песенного конкурса Азия Дауысы.
Рассматривая петроглифы, мы заметили изображения не только диких животных – архаров, сайгаков, маралов, но и одомашненной живности: собак, лошадей, верблюдов и быков.
Красавец-олень. Или по-здешнему - марал.
Отдельной темой стоят коровы. Или какие-то туры, судя по слишком длинным рогам. Здесь правда изображены не только коровы, но и козы, бараны и люди.
Вот более сложный рисунок - с изображением масти животного - пятнистый бык.
А на одной из "картин" изображена корова с находящимся внутри нее теленком, у которого, вопреки законам физиологии, уже видны огромные рога. Но древним художникам простительно такое заблуждение.
Здесь же мы видим изображения колесниц, воинов, брачных пар и даже целые сценки из жизни наших предков: ритуальные танцы у костра, жертвоприношения и сцены охоты.
Здесь судя по всему собаки загоняют крупного зверя, скорее всего кабана. А может это волки охотятся.
Какие-то танцы.
Что за существо нарисовано за быком или коровой - непонятно. Вероятнее всего - это шаман.
А так же совсем уж непонятные существа, но зато с ярко выраженной половой принадлежностью. Или с хвостами. Или и с тем, и с другим.
Эротика это или насекомое — разобрать невозможно.
А уж это — точно какой-то жук.
Хотелось бы отметить и проявление "совместного творчества": бык, высеченный в скале в эпоху бронзы, в тюркское время был успешно переделан в коня с восседающим на нем наездником.
Но наездников тюркского периода, которые были изображены как всадники изначально — тоже хватает.
Еще одно достопримечательное место находится прямо за невысоким перевалом в долине.
Там археологи раскопали и законсервировали несколько могильников. То есть могильников там море, но в них нет ничего интересного - это захоронения без особых вещей - то ли бедные люди, то ли к тому времени культ складывать в могилы утварь исчез. Поэтому на обозрение сделали только несколько.
Ямки неглубокие и очень небольшие, так как усопших в них клали свернутых в позе эмбриона. Честно говоря, для взрослого современного человека, как бы его не сворачивали - ямки маленькие.
И все захоронения выложены плитняком. Таким же, из которого все окрестные скалы.
Интересно и то, что на некоторых плитах в этих могилах тоже нанесены изображения. То ли специально выдалбливали, то ли просто плитняк собирали в святилище уже с рисунками — не понятно. Там на могильниках рисунки видно, но сфотографировать нормально не получается - темно.
Эти рисунки просто из святилища Тамгалы.
В Алматы мы возвращались уже вечером, сумерки – самое опасное время суток для автолюбителей - застали нас на трассе. Сказывалась усталость от долгой дороги, но в душе преобладало необыкновенное чувство, ведь нам удалось прикоснуться к одному из самых древних и живописных памятников истории Семиречья, своими глазами увидеть изображения, оставленные древними народами более трех тысячелетий назад. Потемневшие от времени, расколовшиеся от жаркого солнца и степных ветров камни смогли донести до нас частичку нелегкой жизни наших предков, лишенной "прелестей" губительной цивилизации.