"Земля есть тело мироздания, душа которого - Господь.
И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть.
Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь.
Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире - ложь"
(Авиценна)
Нашу новую рубрику "Жизнь замечательных людей", мы начинаем с рассказа о судьбе величайшего человека и ученого средневекового Востока Ибн-Сины, более известного под именем Авицены, которого по праву можно поставить в один ряд с Аристотелем, Гиппокпатом, Галеном, Ломоносовым и другими выдающимися умами. Так кем же он был? Круг его научных интересов был чрезвычайно широким. Мы знаем его, как великого врача, сформулировавшего некоторые постулаты медицины и открывшего методы лечения многих заболеваний. Кроме этого, он был математиком, физиком, химиком, специалистом по изучению физиологии животных, а еще философом, поэтом и музыкантом. Научное наследие Авиценны насчитывает множество трудов (по разным источникам от 100 до 500), а книга "Канон врачебной науки" стала настоящей библией для многих поколений врачей.
Детство и юность
Абу Али аль-Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина (Авиценна), родился в 980 г. в городке Афшан, в богатой семье, которая вскоре после рождения Авиценны переехала в Бухару. Отец занимался сборами налогов и по меркам того времени слыл человеком просвещенным и умным. Много времени он проводил на службе и маленький Авиценна рос под присмотром матери, красавицы Ситоры (в переводе с фарси "звезда"). В их доме всегда было много образованных людей, которые причисляли себя к особому исламскому течению - исмаилизму. Представители этого направления, призывали к очищению Корана от различных , по их мнению, невежественных наслоений. Со временем их идеи были признаны ересью и они подвергались гонениям со стороны ортодоксального ислама. Несмотря на то, что присутствие этих ученых мужей не могло не повлиять на формирование взглядов Авиценны, он не примкнул в дальнейшем к исмаилитам и остался на позициях традиционного учения.
Существует несколько историй про Авиценну. Многие похожи на легенды. Одна из них рассказывает, как неожиданно и сразу он заговорил. Служанка показывала Авиценне украшения его матери, а во время игры нечаянно уронила кольцо в кувшин и этого не заметила. Затем кувшин наполнили зерном и отнесли в кладовку. Когда обнаружилась пропажа, то во всем обвинили служанку, которая громко расплакалась. Вместе с ней начал плакать и Авиценна , который не мог успокоиться весь день и ночь. А на утро, он вдруг заговорил и рассказал, где находится кольцо.
Еще в одной истории говорилось, что однажды в гости к отцу Авиценны приехал брат, который очень увлекался поэзией. И вот он начал читать стихи известного поэта Востока Рудаки : "Тех, кто, жизнь прожив, от жизни не научился уму..." - произнес он и забыл следующую строку. "...никакой учитель в мире не научит ничему"- продолжил 3-х летний Авиценна, сидящий рядом и видимо слышавший это стихотворение ранее от кого-то.
В пять лет Авиценну отдают в местную школу. В программу обучения входило изучение Корана, который через 5 лет он знал наизусть, а также языки - арабский и фарси, грамматику и поэтику. Учеба давалась мальчику очень легко, так как он обладал феноменальной памятью и к 10 годам его уже ничему не могли научить в мактабе (школе). Тогда отец нанимает ему нового наставника - ученого старца из Хорезма по имени Натили, с которым Авиценна изучал историю, географию, астрологию, философию и математику. Темными ночами они поднимались на минарет и наблюдали звезды.
Все местные книготорговцы знали любознательного юношу и оставляли ему редкие экземпляры книг. Сам Авиценна и его ученики рассказывали, что чтение для него было любимым занятием. Единственная книга, которую, по его собственному признанию, он не смог постичь - "Метафизика" Аристотеля.
В 12 лет Авиценна увлекся медициной. Его одолевают философские рассуждения о смысле и скоротечности жизни и как следствие захватывает идея создания эликсира бессмертия. С этого момента медицинская литература становится его любимым чтением. Отец выпросил у знакомого 30 томов "Вместилища медицины", написанных известным врачом ар-Рази, который руководил первой больницей в Багдаде. Через эти труды Авиценна открывает для себя Гиппократа и Галена. Вскоре все тридцать томов он знал наизусть. С одним известным бухарским врачом они изучали внутренности животных на бойне, ходили к больным, а по ночам тайно вскрывали тела умерших бездомных, чтобы познать устройство человека. Через несколько лет он заявит: "Медицина - очень не трудная наука, и к шестнадцати годам я ее освоил полностью".
В 17 лет Авиценна считался одним из лучших врачей Бухары. Ему удалось излечить от тяжелой болезни эмира, за что он позволил пользоваться своей библиотекой, в которой хранилось более 30 000 томов. Современники Авиценны говорили, что он сошел сума от такого счастья. В своих воспоминаниях Авиценна писал, что: "...он видел такие книги, которых больше не видел никто...", так как библиотека через несколько лет сгорела. Самым большим горем для нашего героя было то, что он успел прочитать только 10 000 томов (количество томов может быть несколько преувеличено современниками Авиценны, или были не такими емкими, как современные книги, Прим. автора). В хорезмский период жизни Авиценны будут восстановлены почти все книги, которые он успел прочитать. Несколько писарей будут переписывать труды под диктовку Авиценны. Воистину возможности человеческого мозга неисчерпаемы.
Зрелые годы
В 20 летнем возрасте Авиценну приглашает к себе на службу хорезмшах Мамун II в Хорезм. Шах считался одним из передовых людей своего времени. Тратил огромные средства на развитие науки и культуры, к нему съезжались многие известные ученые того времени. Авиценна считал, что годы проведенные в Хорезме были лучшими в его жизни. При дворе сложился мощный интеллектуальный кружок, где проходили интереснейшие диспуты. Но, как известно, счастье не бывает бесконечным и в судьбу Авиценны вторгается злой рок, имя которому - султан Махмуд Газневи (создатель Газневийского султаната). Султанат находился на территории Персии (современный Иран). В отличие от властелина Хорезма, султан обладал диким нравом, распущенностью, непомерным честолюбием и своенравием. Происходил он из гулямов (рабов-воинов тюркского происхождения). Узнав, что в Хорезме и Бухаре собраны великие умы, он потребовал в ультимативной форме их всех к своему двору. Видя безвыходность положения, правитель Хорезма предложил всем ученым и поэтам бежать. С этого момента для Авиценны наступает пора постоянных переездов. Со своим другом он пересекает пустыню Каракумы, правда к концу путешествия он придет один, похоронив в дороге своего спутника.
Новый этап жизни великого ученого и вечного странника проходит в Западном Иране, где он нашел прибежище у эмира Кабуса. Тут он начинает работу над главным трудом своей жизни "Канон врачебной науки", но беспокойная натура зовет его дальше и в1023 г. он прибывает в Хамадан. Излечив тут очередного эмира от недуга, он становится придворным врачом, получает богатство и становится визирем. Будучи человеком умным и ответственным, Авиценна искренне пытается улучшить жизнь окружающих, провести реформы, в том числе и в армии. Подобная активность не нравится окружению эмира и в результате придворных интриг ему приходится тайно бежать, дабы спасти свою жизнь. Но тем не менее ему не удалось избежать ареста и он провел в тюрьме около 4 месяцев. Правда, ему разрешали читать и писать. После освобождения он со своим братом и любимым учеником Убайд аль-Джурджани отправляется дальше в глубь Персии и приходит в Исфахан. Этот город был одним из самых крупных на Востоке. Историки полагают, что его население было около 100 тысяч человек. Заняв место при дворе эмира Аллы Аддаулы Авиценна снова оказался в привычной для него атмосфере ученых людей и поэтов. Исфаханский период его жизни характеризуется написанием огромного количества трудов. Множество его учеников говорили, что он работал все ночи напролет, иногда позволяя себе бокал вина (что весьма не характерно для мусульманина).
Его враг султан Махмуд, на протяжении многих лет разыскивал Авиценну, но тщетно. После смерти султана, его сын Масуд Газневи в 1030 г. захватывает Исфахан и подвергает город разгрому. В пожаре сгорел дом и самое главное многие труды великого человека, так в частности был навсегда утрачен капитальный труд в 20 частях "Книга справедливости".
К сожалению, нам практически ничего не известно о личной жизни Авиценны. Умер он в возрасте 57 лет, во время военного похода, находясь в свите своего покровителя эмира Аллы Аддаулы. Похоронили его в Хамадане, где до наших дней сохранилась его гробница.
Наследие Авиценны бесценно. Вот только некоторые вопросы, которые он описал в своих трудах:
- функцию головного мозга;
- роль сетчатки глаза для зрения;
- влияние погоды и климата на здоровье;
- диабет;
- отличие кори от оспы;
- распространение заразных болезней через воздух;
- выдвинул предположение о наличии невидимого мира (микробов и бактерий) и многое другое.
Кроме медицинских трактатов его наследие включает работы по философии и теории музыки, а также стихи.
Сколько успел сделать этот человек за такую короткую жизнь и сколько мог бы еще сделать. Неуемная жажда познания была самой большой и не удовлетворенной его страстью.
Перед своей кончиной он сказал своим ученикам: "Мы умираем в полном сознании и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали". Прямо сократовское: "Я знаю только то, что ничего не знаю".
Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал !
Тут Вы можете ознакомиться с некоторыми другими нашими статьями:
"Личная жизнь в Древней Греции"
"На пороге большого шухера"
"О бессмертии и смысле жизни"
"А был ли мальчик?"
"По следам 17 мгновений весны" (часть 1)
"По следам 17 мгновений весны" (часть 2)
"По следам 17 мгновений весны" (часть 3)
"Искусство без цензуры" (часть 1)
"Искусство без цензуры" (часть 2)
"Искусство без цензуры" (часть 3)
"Искусство без цензуры" (часть 4)
"Собачья радость"
"Оливье человек и салат"
"Что я не знаю про себя?"
"Личная жизнь Ивана Грозного"
"Некоторые мысли по поводу президентских выборов"
"3 самых критических момента Великой Отечественной войны"
"Почему белые проиграли"
"За что выступали политические партии в 1917 году"
"Под пологом ночи" (часть 1)
"Под пологом ночи" (часть 2")
"Под пологом ночи" (часть 3)