Привет! Меня зовут Катерина, я самая обычная девушка 36 лет, мама 10-летней дочки, экономист по образованию и риелтор по профессии. Пару месяцев назад, проходя очередное ТО в автосервисе, я (в который раз) чувствовала злость на то, что ни приемщик, ни мастер не могут человеческим языком объяснить, с чем связана необходимость проведения тех или иных работ. Они даже не пытаются этого сделать. В их взглядах приговор: ты - женщина, а значит осмыслить, как работает автомобиль, не можешь.
Поэтому, сидя на коронавирусном карантине, я решила восполнить этот пробел в моих знаниях и освоить основы автомеханики и автоэлектрики.
Сказано – сделано, и вот я на курсах. В группе, кроме меня, еще одна девушка. Остальные – мужчины. Первая часть курса – автомеханика. Перед нами матерый дядька с двумя высшими техническими и собственным бизнесом (в виде автосервисов канеч). Начинает сыпать словами и терминами, которые мне, с чистым, как лист, сознанием в части автомеханики – слышатся как «блаблаблаблабла». Поршни, цилиндры, коленвал, распредвал, шатуны, клапана, форсунки, свечи… Аааааааа!!!!! Как я могу понять рассказ о том, как это работает, когда я не знаю о чем вааащще идет речь??? В группе всем остальным все было понятно, поэтому пришлось наверстывать пробелы самостоятельно. С каждым днем картина прояснялась все больше и больше. И теперь я точно могу сказать, что всё это «тайное авто-знание» - это просто мужской заговор ))) На самом деле, все совсем не сложно и объяснить можно простыми словами и примерами, не прибегая к специфическим техническим терминам.
Чем я и собираюсь заняться )) Чтобы вы, девочки, направляясь в автосервис, могли открыть мой блог и быстро вооружиться концептуальным пониманием происходящего. Быстро и просто..
Итак, думаю, начать надо с главного – ПОЧЕМУ МАШИНА ЕДЕТ??? Она едет потому, что двигатель двигает ваш автомобиль. Двигатель находится под капотом (передняя часть машины). Он начинает работать, когда вы до упора поворачиваете ключ в замке зажигания (под рулем) и включаете зажигание. Происходит ряд событий, который заставляет части двигателя вращаться. К двигателю присоединены механизмы, которые передают это вращение на колеса. Фсе. Ничего сложного.
Теперь посмотрим – что там в двигателе есть, как и почему оно вращается.
Что происходит – двигатель работает на энергии взрыва. В него подается воздух с бензином, поджигается, эта смесь взрывается, взрывная волна толкает крутящиеся части, они крутятся, вслед за ними крутятся колеса:
Теперь подробнее.
Воздух подается в специальные отделения, похожие по устройству на шприцы, которые называются «цилиндры». Обычно их 4 штуки. Воздух с бензином затягивается в них, как в шприц затягивается жидкость. В каждом цилиндре есть поршень, и когда он идет вниз, он затягивает смесь. Бензин брызгает на входе в цилиндр, как аэрозоль, из специальных маленьких брызгалок, которые называются «форсунки».
Этот этап называется ПЕРВЫЙ ТАКТ работы двигателя. Или такт ВПУСКА.
Потом поршень в нашем «шприце» идет вверх, сжимая и подтягивая затянутую смесь воздуха и бензина в «камеру сгорания». Это такая маленькая верхняя часть цилиндра, куда поршень до конца не поднимается. Чтобы воздух с бензином не выходил обратно, входное отверстие закрывается специальной заслонкой – клапаном (выглядит как сильно приплюснутый конус на ножке). Когда поршень дошел до самого верха и вся смесь оказалась в камере сгорания (это называется у механиков – верхняя мертвая точка), включается искра (искру дают «свечи зажигания»/«свечи»), поджигает все это дело и происходит ВЗРЫВ! Этот этап называется ВТОРОЙ ТАКТ работы двигателя. Или такт СЖАТИЯ и ВОСПЛАМЕНЕНИЯ
От взрыва, натурально, поршень отлетает туда, откуда пришел ))) А пришел он от крутящейся извилистой штанги, на которой закреплен. И, когда он от взрыва отлетает обратно, он эту штангу крутит. Штанга называется – коленчатый вал. Или коленвал. А к нему прикручено куча всего. Главное – колеса вращаются именно от его вращения. Поэтому этот этап, когда поршень крутит коленвал, а коленвал все остальное вообще, называется – РАБОЧИЙ ХОД. Или ТРЕТИЙ ТАКТ работы двигателя
Теперь настал последний этап работы четырехтактного двигателя. Во время него из нашего «шприца» выходит наружу все, что осталось после взрыва. Поршень поднимается вверх, собирая воздух с остатками всего, что образовалось после взрыва. Наверху есть не только трубка, откуда заходит воздух (впускная система), но и другая трубка, куда он потом выходит – выпускная система. Она тоже закрыта перегородкой (выпускным клапаном), которая закрыта все остальное время, а открывается только тогда, когда надо выпустить остатки сгоревшего. Это называется ЧЕТВЕРТЫЙ ТАКТ работы двигателя или такт ВЫПУСКА.
Двигатель называется «четырехтактный» как раз потому, что работа в цилиндрах проходит в 4 этапа, которые описаны выше. Количество цилиндров в двигателях бывает разное, но чаще всего цилиндра 4. Все эти 4 этапа проходят у каждого из 4 цилиндров в разный момент. У одного цилиндра – первый этап, у другого в это время – второй, у третьего – третий, у четвертого – четвертый. Так и живем )))
Контролируют все эти процессы электронные «мозги» автомобиля, с помощью датчиков. До них мы с вами доберемся позже, когда поймем как это фсе едет вообще чисто механически )))
Если у вас есть вопросы – смело задавайте. Самый глупый вопрос – это не заданный.
В следующей статье я подробнее разберу верхнюю и нижнюю часть двигателя - коленвал и распредвал (это та штука сверху, где вход и выход воздуха, в которой крепятся клапаны и благодаря которой они открываются и закрываются в нужный момент). Как там и зачем они крутятся, что на них и нафига навешано )))