Найти в Дзене
Философия в Луганске

Время Чистилища

Нина Ищенко

Ле Гофф изучает пространство и время, то охватывает и время Чистилища, и пространство Ада. Темой Чистилища занимался и Лотман, который считал, что бинарное деление символического пространства в православной культуре на Ад и Рай принципиально отличает русскую культуру от тернарного западноевропейского деления на Ад, Рай и Чистилище. Лотман считал, что такая тройная структура делает западную культуру устойчивой, в отличие от нашей, которая развивается путем переворачивания сакральных полюсов, как это было в эпоху Петра Первого, в период установления советской власти, в девяностые. Русскую культуру это приводит к таким потрясениям, что приходится восстанавливать всё из пепла по частям, а западная много веков развивалась по единому пути, сохраняя традицию.

Ле Гофф этот момент не обсуждает, зато пишет, что появление Чистилища в XII – XIII веке – это безусловно момент начала того переворота в сознании, который отличает западного человека эпохи модерна от человека любой традиционной культуры. Появление Чистилища знаменует собой изменение времени, отношения к себе, к своему телу, к своей жизни, к числу и счету времени, ко всем важным категориям общественной жизни. Чистилище появляется тогда, когда ослабевают эсхатологические ожидания, и хотя исключения существуют, общество в массе своей понимает, что конец света будет не скоро, и значит, нужно устраиваться здесь, в земной жизни. У нас такая эпоха наступила в середине XVII века, после 1666 года, и подготовила появление Петра Первого.