Я часто в своей практике сталкиваюсь с убеждением о том, что симптомы СДВГ перерастают к подростковому возрасту. К сожалению, это не так.
Исследования, проведенные начиная со второй половины 1970х годов, опровергают эту идею. Было выяснено, что около 70-80% детей продолжают демонстрировать существенные симптомы СДВГ вплоть до 16 лет.
Существует такая статистика:
- По меньшей мере 25-45% подростков сохраняют те или иные проблемы с поведением
- Около 20-30% начинают экспериментировать с психоактивными веществами, таких как алкоголь, никотин и легкие наркотики
- Более 58% подростков с СДВГ остаются на повторное обучение хотя бы один раз
- В три раза чаще они исключаются из школы или переводятся условно
- Почти 35% бросают школу
- Очень часто низкий уровень успеваемости по математике, чтению и письму
Если говорить в целом, то подростковый возраст — это кризисный период для любого человека. Возникает много возрастных задач - поиск идентичности, стремление быть принятым в группе сверстников, физическое/сексуальное развитие, выстраивание отношений с противоположным полом. Все это может быть дополнительным источником стресса для подростков с СДВГ.
На почве неудач у ребят с СДВГ может снижаться самооценка. Подростки могу начать беспокоиться за свое будущее; сомневаться в том, что у них будет счастливая и успешная жизнь. Некоторые ребята, сталкиваясь с проблемами, могут начать испытывать подавленность, а иногда и депрессию.
Исследование R. Barkley, проведенное с Dr. Mariellen Fischer, продемонстрировало , что сексуальное развитие детей с СДВГ наступает на год раньше, чем у сверстников. Возникает вероятность ранней половой жизни. К сожалению, подростки с СДВГ реже пользуются средствами контрацепции, чем их сверстники, поэтому часто возникают проблемы с нежелательной беременностью и ЗППП.
Какие выводы мы можем сделать из всего вышеописанного:
1) Если ваш ребенок достиг подросткового возраста — это не значит, что он вырос и больше не нуждается в вашем контроле и сопровождении. Твердая родительская позиция и дружеская поддержка — важные составляющие.
В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что после начальной школы многие родители начинают очень много давать свободы детям, переставая заниматься с ними так, как делали это в начальной школе. Это нередко приводит к тому, что дети не могут грамотно распорядиться своей свободой. Отсюда возникают разные поведенческие проблемы : прогулы, курение, драки. Существует высокий риск, что подросток может связаться с асоциальной компанией и начнет заниматься мелким хулиганством.
2) Можно столкнуться с тем, что подростки уже не очень хотят вас слушаться, ведь биологическую задачу в отделении от родительской семьи никто не отменял. Здесь будет иметь принципиальное значение, насколько вам удалось сохранить отношения позитивными и доверительными.
Если ваши отношения с ребенком не пострадали, то метод «договора» работает очень хорошо.
В противном случае необходимо начать восстанавливать отношения, а потом уже все остальное. К сожалению, здесь без помощи психолога обойтись довольно сложно.
3) Ваш ребенок будет сталкиваться с возрастными сложностями, и даже если он вам о них не говорит, знайте, что они просто есть. Не забывайте поддерживать ребенка, разговаривать с ним о важных вещах, обсуждайте поступки и их последствия, проводите половое воспитание. Вы должны стать другом и советником под номером один.
4) Будьте внимательны к вашему подростку, к его состоянию, его переживаниям, его жизни. Разговаривайте, разговаривайте и еще раз разговаривайте!
5) Если какие-то вещи сложно обсуждать или подросток закрылся, то всегда есть психологи
У меня был опыт, когда на консультацию пришел подросток с СДВГ в очень непростом эмоциональном состоянии. Он не верил в себя, был подавлен, много плакал. Буквально за 5 встреч удалось улучшить его состояние, поднять самооценку и наметить неплохие планы на будущее. Это не значит, что у этого ребенка плохие родители, просто иногда с психологом ребятам проще что-то обсуждать.
Надеюсь, эта информация была для вас полезна