Неприятные события и трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, однако дети сталкиваются с ними чаще взрослых. Так происходит, потому что то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу и страх.
Постоянная тревога негативно сказывается на качестве обучения и общения ребенка.
Ежедневное преодоление трудностей, с одной стороны, позволяет ребенку накопить бесценный жизненный опыт, но с другой — травмирует и невротизирует его.
ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ
📌 Тревожность, как качество личности
Тревожность как фон жизни присуща ребенку, который склонен воспринимать жизнь скорее пессимистично. Чаще всего такой подход к жизни перенимается ребенком от близких. Пообщавшись с таким ребенком, видишь, до какой степени он похож на своих родителей.
📌 Тревожность возрастная
С этой тревожностью чаще всего сталкиваются в первых классах. Новая незнакомая обстановка пугает ребенка, он чувствует себя неуверенно, не знает, чего ожидать, и поэтому испытывает тревогу. Ребенок может плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, потекла ручка, родители пришли за ним на пять минут позже и т.д.). О таких детях учителя говорят, что они просто еще маленькие.
📌 Тревожность ситуативная
Эмоциональный дискомфорт связан с какой-то конкретной ситуацией. Например, у ребенка может возникнуть страх перед новыми людьми, боязнь публичных выступлений.
Школьная тревожность является разновидностью ситуативной. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, боится получить двойку, отвечать у доски, боится ошибиться. Эта тревожность часто проявляется у детей, к которым предъявляются завышенные требования и кого постоянно сравнивают с более успешными братьями и сестрами.
А теперь приведем наглядные ПРИМЕРЫ тревожных детей, разделим их условно на четыре вида и подскажем, как можно скорректировать их:
1) «НЕВРОТИКИ».
Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.).
С данным типом тревожных детей, прежде всего следует дать возможность им выговориться, почувствовать ваше расположение к ним и интерес к их страхам. Родителям нужно успокоиться, не заострять внимание на соматических проявлениях.
Задача состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор. Детям "невротикам" полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление активности, например «лупить» подушки, обниматься с мягкими игрушками.
2) «РАСТОРМОЖЕННЫЕ»
Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу они очень стараются хорошо учиться, но у них не получается. Тогда они становятся нарушителями дисциплины. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх.
У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. Надо давать выход их активности.
3) «ЗАСТЕНЧИВЫЕ»
Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны в учебе. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (не обязательно на них). Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Все ошибки аккуратно замазывают или стирают. Не успокоятся, пока не сделают все, что задано.
Данному подтипу детей поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать им поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребенком право на ошибку, больше хвалить.
4) «ЗАМКНУТЫЕ»
Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослым стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. У них могут быть проблемы в учебе, так как нет ни в чем заинтересованности и включенности в процесс.
С "замкнутыми" детьми необходимо отталкиваться от их интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами.