Найти тему

Золото скифских курганов. Звериный стиль

Повсюду в степи можно встретить, заметные глазу издалека, огромные земляные насыпи, уже давно заросшие травой. Это курга́ны - древние погребения, которые появились на бескрайних просторах Великой степи, во времена ранних кочевников. Они являются самыми распространёнными и характерными памятниками архитектуры скифо-сакской эпохи. (О том, кто такие скифы или саки, и каковы особенности их культуры, я писала в предыдущей статье)

Комплекс курганов. Казахстан
Комплекс курганов. Казахстан

Что же представляли собой курганы и как были устроены? Само тело умершего человека помещалось в специальную погребальную камеру. Она могла быть земляной, выложенной камнями, изготовленной в виде деревянного сруба и т. д. Такой своеобразный саркофаг (гробница) сверху засыпался камнями и землёй, при этом образовывался холм - курган. Часто в погребальную камеру оставляли ведущий снаружи узкий вход – коридор, называемый дро́мос.

Устройство кургана. Реконструкция.
Устройство кургана. Реконструкция.

Иногда рядом с основным курганом, содержащим останки покойного, делался «малый» курган, в котором находилось последнее пристанище его любимого коня (порою - нескольких).

Комплекс курганов в Береле, содержащий и захоронения коней в парадной упряжи. Казахстан.
Комплекс курганов в Береле, содержащий и захоронения коней в парадной упряжи. Казахстан.

Ансамбли курганов зачастую представляли собой целые погребальные комплексы, включающие в себя каменные ограды, кольцевые каменные выкладки и менгиры, которые рассматриваются учеными, как надгробные памятники сакской эпохи.

Курган с аллей менгиров.
Курган с аллей менгиров.

Курганы различались по своей величине и богатству «сопутствующих» вещей, предназначавшихся покойному и сопровождавших его в загробный мир. Количество и ценность предметов, которые помещались в курган, зависели от социального положения умершего. В этой связи самый большой интерес для учёных представляют так называемые «царские» курганы с захоронениями знатных скифов-саков, содержащие богатый материал для изучения эпохи ранних кочевников.

Комплекс курганов
Комплекс курганов

Здесь археологи обнаруживают керамику, ювелирные изделия, предметы вооружения, части погребальных костюмов и доспехов. Всё это дает представление об уровне культуры, социальной структуре скифского общества, нравах, обычаях и традициях древних жителей Степи.

Царские курганы с аллей менгир. Берель. Казахстан
Царские курганы с аллей менгир. Берель. Казахстан

Нередко рядом с некрополем устанавливались своеобразные каменные стелы-менгиры. Особый интерес у учёных вызывают, так называемые, «оле́нные камни», встречающиеся на территориях Саяно-Алтая и Монголии. Такое наименование они получили из-за образов оленей (реже других животных), выбитых на них.

Комплекс "оленных камней". Монголия
Комплекс "оленных камней". Монголия

Олени изображались в характерной манере, предвосхищающей скифский «звериный» стиль в искусстве ранних кочевников. Животное на этих рисунках было с подогнутыми ногами, а его рога, выполненные в виде стилизованного орнамента, лежали на спине оленя так, как будто его голове и шее трудно держать свою ношу. Возможно, что появление образов зверей на таких стелах связано с тотемизмом - поклонением животному-предку (о древнейших верованиях можно прочитать в этой статье).

Оленный камень. Монголия.
Оленный камень. Монголия.

Оленные камни иногда имели антропоморфные детали. В некоторых случаях, их верхняя часть обрабатывалась таким образом, что могла напоминать человеческую голову с условными чертами лица. Сама же поверхность каменного блока зачастую «наделялась» предметами вооружения или деталями одежды человека. Чаще всего изображались нож, короткий меч, лук, пояс, головной убор, украшения.

Анропоморфный оленный камень. Монголия.
Анропоморфный оленный камень. Монголия.

Все это говорит о том, что оленные камни можно рассматривать и как образ мифологического героя-воина. Возможно, что в совокупности с изображениями оленей или (редко) других животных мы имеем дело со слиянием тотемизма и культа предков. Тогда оленные камни можно рассматривать как образ культурного героя-прародителя.

Интересный факт. Ряд исследователей культуры ранних кочевников считают, что название кочевых народов - "саки" происходит от скифского слова "saka" — "олень".

Учёный историк, археолог и антрополог М.П. Грязнов, считал, что оленные камни степной Азии представляют «общий единый процесс создания монументального изобразительного искусства начальной фазы скифо-сибирских культур на широких просторах степей, заселённых ранними кочевниками».

Многочисленные курганы и погребальные комплексы на территории Великой Степи дают необыкновенно богатый материал для изучения этой эпохи, из предметов декоративно-прикладного искусства ранних кочевников, помогающий учёным в какой-то мере «восстановить» образ жизни, мировоззрение, традиции, обряды древних народов, и даже воссоздать их облик.

Сакское золото. Находки из курганов.
Сакское золото. Находки из курганов.

О «скифских кладах» - случайных находках из древних курганных погребений было известно достаточно давно. Уже в 18 веке, во время правления российского императора Петра I, был издан указ о собрании таких предметов в коллекцию (сейчас она хранится в Государственном Эрмитаже под названием «сибирская коллекция Петра I»).

Зал "скифского золота" в Эрмитаже
Зал "скифского золота" в Эрмитаже

Позже раскопки курганов стали проводить научными методами, а всё найденное в них стали изучать, сопоставлять с другими подобными находками и систематизировать. Результаты этих исследований привели к неожиданному открытию - все предметы из таких «кладов», независимо от места их обнаружения (Сибирь, Алтай, Казахстан, Монголия, Причерноморье, Украина, Кавказ), имели много общих черт (сюжеты, образы, предназначение, способ изготовления и обработки и т. д.), то есть, были выполнены в едином художественном стиле.

Это дало учёным основание считать, что все изделия ДПИ, относящиеся к эпохе ранних кочевников и обладающие определенным набором специфических, узнаваемых черт, можно объединить общим названием - скифский (скифо-сибирский) «звериный» стиль.
Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже
Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже

Что же характерно для изделий декоративно-прикладного искусства, выполненных в таком стиле?

1. В основном это изделия из золота, реже из других металлов и материалов. Это объясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов - оно отождествлялось с огнем, солнцем и вечной жизнью. Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.

Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже
Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже

2. Как правило, такие предметы выполняли роль декоративных накладок на части оружия, одежды, или были нательными украшениями.

Скифский мечь из коллекции Эрмитажа.
Скифский мечь из коллекции Эрмитажа.

3. Основной образ, воспроизводимый в них – животное.

На этом пункте остановимся подробнее. У древних мастеров существовали «любимые» животные, изображаемые наиболее часто, в так называемых «канонических» позах. Чаще всего, в изделиях «звериного» скифо-сибирского стиля встречаются изображения:

  • оленей с подогнутыми ногами и стилизованными рогами-кружевами, лежащими на спине;
Олень из коллекции скифского золота в Эрмитаже
Олень из коллекции скифского золота в Эрмитаже
  • пантер – «скребущихся» или свернувшихся в клубок;
Пантера из коллекции скифского золота в Эрмитаже
Пантера из коллекции скифского золота в Эрмитаже
  • архаров и кабанов, стоящих на «цыпочках».
Архар на "цыпочках" из сакского кургана в Казахстане
Архар на "цыпочках" из сакского кургана в Казахстане

Существовали и повторяющиеся «иконографические» сюжеты – охота хищников на травоядных, процессии животных, охота людей на хищников.

Сцена охоты животных из коллекции скифского золота в Эрмитаже
Сцена охоты животных из коллекции скифского золота в Эрмитаже

Популярны были изображения фантастических существ, когда «детали» тел разных животных, соединялись в одном образе – их учёные называют «зоологическими головоломками» или «зооморфными ребусами».

Сцена охоты животных из коллекции скифского золота в Эрмитаже
Сцена охоты животных из коллекции скифского золота в Эрмитаже

Нередко животные изображались в сложных ракурсах, позах, поворотах. При этом для передачи движения, повышенной экспрессии, применялся приём неестественной деформации фигуры, достигавшейся путем S-образного её «перекручивания».

Мелкие детали тела зверей передавались с помощью вводимых в общий контур рельефных геометрических фигур, линий, точек, скобок, спиралей.

Золотые изделия из сакских курганов
Золотые изделия из сакских курганов

В более поздний период «звериный» стиль становится ещё более декоративным. Всё чаще применяется орнаментальная стилизация, когда образ животного является лишь поводом, для того чтобы создать «изощрённую» декоративную поверхность того или иного предмета.

Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже
Экспонат из скифской коллекции в Эрмитаже

Но не только золото хранят скифские курганы. Сенсационные открытия, относящиеся к скифо-сакской культуре, были сделаны археологами в Горном Алтае. В урочище Пазырык, в середине 20-го века были найдены курганы, где были обнаружены предметы, относящиеся к скифо-сакской культуре, аналогов которым нет больше нигде в мире.

Раскопки «царских» курганов проводились с 1929 по 1949 год под руководством археологов Грязнова М.П. и Руденко С.И. в составе экспедиций Этнографического отдела Русского музея и Государственного Эрмитажа.
Пазырыкское захоронение. Реконструкция.
Пазырыкское захоронение. Реконструкция.

Дело в том, что эти захоронения размещались в "искусственном холодильнике" - специально созданной камере, где образовались условия вечной мерзлоты. Благодаря этому, в них хорошо сохранились изделия из дерева, кожи, и тканей.

Находки из пазырыкских курганов
Находки из пазырыкских курганов

Одежда, сбруя, посуда, мебель, оружие, найденные в алтайских погребениях племенных вождей, были богато декорированы в скифо-сибирском «зверином» стиле.

Находки из пазырыкских курганов
Находки из пазырыкских курганов

Уникальной находкой можно назвать хорошо сохранившийся ковёр, которому не меньше 2300 лет. Он признан древнейшим ковром в мире.

Находки из пазырыкских курганов
Находки из пазырыкских курганов

Также здесь были обнаружены фигуры птиц и зверей, сделанных из войлока.

Находки из пазырыкских курганов
Находки из пазырыкских курганов

Но самыми поразительными находками в этих курганах стали тела погребённых «сакских царей (вождей)», которые превратились в мумии благодаря таким особым климатическим условиям.

Мумия из пазырыкских курганов
Мумия из пазырыкских курганов

Исследования курганов в районах Горного Алтая всё ещё продолжаются. Обнаруженное в 1993 году захоронение, содержащее мумию, так называемой «принцессы Укока» (Уко́к – название высокогорного плато Алтая), стало научной сенсацией. В загробный мир её сопровождали 6 коней в полном снаряжении и большое количество предметов обихода.

Захоронение "укокской леди". Реконструкция
Захоронение "укокской леди". Реконструкция
Со слов путешественника и исследователя Александра Редько, место погребения «укокской леди» выглядело так: «Есть описание того, что увидели учёные, вскрывшие курган Кадын. Глазам их открылся саркофаг, по форме такой, как у египетских фараонов. Его покрывала золотая фольга. Дно усыпальницы было выстлано чёрным войлоком, покрытым письменами-аппликациями из золота. Принцесса лежала на боку, головой на подушке, в одеянии из белого шёлка, расшитого золотом и драгоценными камнями. В руках её было ритуальное серебряное зеркало. Руки от плеч до запястий покрывала изящная татуировка, изображающая фантастических зверей и птиц. Почти треть саркофага занимал парик, сделанный из конского волоса, войлока, шерсти, кожи и украшенный фигурками из резной кости и жемчуга».

Местные жители до сих пор считают, что эта находка потревожила духов – покровителей Алтая, аргументируя это тем, что после раскопа кургана в этой местности начались эпидемии болезней, падёж скота, а также многочисленные стихийные бедствия – подземные толчки и землетрясения. Они уверены, что все несчастья закончатся тогда, когда мумия «принцессы» будет возвращена на место.

Иссыкские курганы. Казахстан
Иссыкские курганы. Казахстан

Ярким примером скифо-сакского захоронения служат находки из «Царского» кургана, обнаруженного в Казахстане, недалеко от города Алматы, местечке Иссык.

По счастливой случайности, к тому моменту, когда учёные начали его раскопки (конец 60-х – начало 70-х гг. 20 века), он оказался не разграбленным, в отличие от многих других подобных захоронений, и его содержимое стало достоянием науки.

Глазам археологов предстали удивительные находки, представляющие материальную, историческую и художественную ценность. Но всё меркло перед главным «сокровищем» гробницы – в ней находились останки сакского воина в частично уцелевшем погребальном костюме (напомним, что изделия из дерева, тканей, кожи очень редко сохраняются на протяжении стольких веков и каждая подобная находка является сенсацией).

"Золотой человек" из иссыкского кургана. Казахстан
"Золотой человек" из иссыкского кургана. Казахстан

Судя по богатству и количеству предметов, сопровождавших «хозяина» кургана в загробный мир, он был знатного происхождения (вероятно, царь). Умер он в юном возрасте - около 18 лет.

Детали одежды "Золотого человека" из иссыкского кургана. Казахстан
Детали одежды "Золотого человека" из иссыкского кургана. Казахстан

Вся одежда воина была украшена тысячами золотых накладок – вследствие чего он получил название «Золотой человек» или «Золотой воин». На его одежду, обувь, и головной убор некогда было нашито более 4 тысяч золотых пластинок. На деталях одежды «Золотого человека» изображены животные, характерные для скифского звериного стиля.

Головной убор "Золотого человека" из иссыкского кургана. Казахстан
Головной убор "Золотого человека" из иссыкского кургана. Казахстан

На теле умершего сохранились ювелирные изделия, а рядом были найдены оружие из золота и бронзы, статуэтки и керамические изделия. "Золотой человек" стал одним из символов Казахстана и известен во всем мире.

Отметим, что подобные сенсационные находки случаются и по сей день. Возможно нас ещё ждут потрясающие открытия

Группа археологов, работающих на месте раскопок древнего кургана. Берель. Казахстан.
Группа археологов, работающих на месте раскопок древнего кургана. Берель. Казахстан.

О культуре ранних кочевников читайте в этих статьях:
Скифы и саки. Кто они?
Золото скифских курганов
Тенгрианство - религия степи

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.