Найти тему

Почему подростки способны на жестокость?

Как определить по характеру и поведению человека имеет ли он преступные умыслы с детства?

Для начала стоит определить что же подразумевается под психологическими особенностями несовершеннолетних. Под психологическими особенностями несовершеннолетних преступников понимаются отрицательные факторы внешней среды и личности самого несовершеннолетнего, обусловленные взаимным влиянием. Для подростков в переходном периоде характерны ложные приоритеты, усиленное влияние мнения окружающих, не до конца развитая психика (психическая нестабильность), импульсивность и интерес ко всему новому, пусть даже если это «новое» является чем-то опасным для их жизни и жизни других людей.

Преступления совершаются несовершеннолетними под влиянием разных факторов: кто-то хочет доказать друзьям, что он способен на всё, а кто-то хочет испытать себя и пойти на преступление, чтобы получить адреналин и новые эмоции. Причин, как оказывается, великое множество, но о них чуть позже.

Стоит отметить и среду, в которой воспитывался подросток, поскольку если в него с самого детства заложили, что преступления – это, мягко говоря, плохо и какие могут быть последствия после его совершения, то ему даже и в голову не придёт пойти на этот безумный поступок. Если же среда была неблагоприятная, то в данной ситуации не всё так замечательно, так как если не было предоставлено оптимальных условий воспитания, то подросток начинает сам интересоваться всем и подряд, тем самым «познавая» мир.

Обратимся к теории и рассмотрим ряд поведенческих стереотипов подростков:

1. реакция оппозиции – она вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка и проявляется в прогулах, уходах из дома, антисоциальных действиях;

2. реакция имитации – подражание какому-либо образцу, которым может быть антисоциальный герой;

3. реакция отрицательной имитации – противопоставление навязываемой модели, если модель отрицательная, то реакция будет положительной;

4. реакция компенсации, например, учебные неудачи могут компенсироваться «смелым» поведением;

5. реакция гиперкомпенсации – это неустойчивое стремление к успеху в трудной области деятельности, например, робость побуждает к вызывающему поступку;

6. реакция эмансипации выражается в стремлении освободиться от опеки старших, в отрицании общепринятых ценностей, норм закона, в стремлении самоутвердиться;

7. реакция группирования – объединение сверстников в группы, отличающиеся одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, господством над своей территорией;

8. реакция увлечения – разнообразные хобби подростков.

Стоит рассмотреть причины совершения преступлений подростками.

Одной из причин является удовлетворение неосознанной потребности (т.е. совершения преступления). Подростки, совершившие преступление, в большинстве своём не думали о последствиях данного поступка, они действовали по принципу «здесь и сейчас» с мыслью «авось, прокатит». В момент совершения преступления сознание и разум подростка затмеваются, тем самым давая волю бездумным действиям.

Ещё одной причиной могут послужить неприязненные межличностные отношения, в последствии которых подросток идёт на такие преступления, как разбой, причинение тяжкого вреда здоровью, а то и вовсе убийство. В большинстве своём, это взаимоотношения с одноклассниками в школе, либо даже с учителями. Проблема заключается в том, что некоторые учителя, даже если видят, что назревает какой-то конфликт и он может закончиться плачевно, пускают это на самотёк, думая о том, что проблемы учеников – это чужие проблемы, в которые даже ввязываться не стоит.

Как упоминалось ранее, большое значение играет воспитание и благоприятная обстановка в семье. Если обращаться к исследованиям, то их результаты говорят следующее: выросшие в неполных семьях подростки, правонарушения совершали в 2-4 раза чаще по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях. В этом, несомненно, есть доля правды, но есть множество примеров, когда подросток будучи в полной семье, шёл на преступление. Здесь главная задача стоит перед родителями – дать понять ребёнку, что преступление несёт ряд определённых наказаний и последствий.

Помимо вышесказанного одной из важных причин является окружение подростка. По моему мнению, очень важно следить за кругом общения своего ребёнка, так как в современных условиях очень легко попасть в так называемую «плохую компанию», которая может оказать негативное влияние на сознание и психику подростка.

К сожалению, в век информационных технологий подросток может с помощью сети «Интернет» или каких-либо других СМИ прийти к мысли о совершении преступления. Это могут быть как приглашения в какие-то определённые группы, участники которых заманивают подростка своими обещаниями о прекрасной жизни, это могут быть какие-то видеоролики, которые несут в себе так же в какой-то степени пропагандистский характер и т.д.

Нельзя не сказать и о правовой неграмотности подростков, так как в большинстве своём они после совершения преступления отговариваются тем, что не знали, что будут такие последствия и не знали, что будет соответствующее наказание за их действие.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что преступность несовершеннолетних обуславливается множеством причин, которые были перечислены выше. Я считаю, что с подростком необходимо работать ещё с детства, не бросать его, так скажем, «на произвол судьбы», мол, сам всё узнает. Именно внимание, правильное воспитание и забота со стороны взрослых смогут помочь ребёнку пойти по правильному пути.

Я надеюсь, эта статья помогла вам понять психологию подростков и сделать какие-то выводы для себя.

Спасибо за внимание!