Найти тему
Elias Winner

ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА | ПОЧЕМУ ФНС УСЛОЖНЯЕТ ПОЛУЧЕНИЕ СУБСИИ | Разберёмся с постановлением Правительства РФ от 12.05.2020 № 658

Напомню, что претендовать на получение субсидии (12 130 руб. на одного сотрудника) могут те, кто на 01.03.2020 включен в реестр МСП, а пострадавший вид деятельности указан в качестве основного в ЕГРЮР/ЕГРИП. Цель этой субсидии – частично компенсировать в апреле и мае 2020 года затраты (в т.ч. на оплату труда), связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса.

Организации и предприниматели теряют право на субсидию, если на 1 марта 2020 года у них есть недоимка по налогам и взносам, превышающая 3 000 рублей.

- Так было сказано в Законе о предоставлении Субсидий изначально, но вскоре вышли изменения:

Вышло постановление Правительства РФ от 12.05.2020 № 658 (далее – Постановление № 658) и правила выдачи субсидии при наличии недоимки смягчили:

В частности, в новом Постановлении теперь указано, что при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.

По моему мнению, это означает, что если на дату подачи заявления налогоплательщик погасил имеющуюся у него недоимку, права на деньги он не лишается. И на мой взгляд толковать это как-то по другому было бы просто свинством, ведь для того и создавали это Постановление №658, чтобы смягчить условия выдачи Субсидии и облегчить людям жизнь.

Однако Федеральная Налоговая Служба России разъяснила это по-своему, "предвкушая" в связи с этим грядущие отказы в выдаче субсидий:

На официальном сайте ведомства я обнаружил разъяснение, согласно которому при определении суммы недоимки учитываются сведения о погашении недоимки по состоянию на 1 марта 2020 г., имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о представлении субсидии.

Вдумайтесь: буквальный смысл этой фразы несколько отличается от того, который заложен в Постановлении № 658. Трактовка ФНС России позволяет на дату подачи заявления учесть только то погашение, которое состоялось на 1 марта 2020 года.

Но в этом случае в уточнении пропадает всякий смысл, потому что оно укладывается в рамки отсутствия недоимки на 1 марта 2020 года.

При этом главное налоговое ведомство предлагает всем несогласным с недоимкой:

  • проверить состояние своих расчетов с бюджетом в сервисе "Личный кабинет юридического лица (индивидуального предпринимателя)";
  • запросить (в том числе через ТКС) справку о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам или акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам;
  • по результатам таких проверок обратиться в налоговый орган с указанием причин несогласия и просьбой урегулировать задолженность.

Хочу отметить, что Налоговый кодекс РФ не устанавливает правила и порядок обращения при несогласии с недоимкой. Регулируется только обжалование действий или бездействия. Но при этом само по себе наличие недоимки не основание подавать жалобу на действия налоговой инспекции. Можно обжаловать только решение о взыскании такой недоимки.

В общем случае такое решение либо уже было вынесено (причем сроки его обжалования прошли), либо его уже не будет, потому что недоимку невозможно взыскать в связи с истечением сроков.

Более того, в личных кабинетах многих налогоплательщиков могут висеть такие старые недоимки, взыскать которые нельзя. Такие недоимки, скорее всего, будут указаны в акте сверки и как на зло послужат основанием для отказа в выдаче субсидии.

Как с этим бороться? Не соглашаться с решениями Налоговой, обжаловать, Проявлять гражданскую активность, читайте в моём блоге далее...