Джонни Гитара (1954, режиссёр Николас Рэй)
Летний кинотеатр. Фильм четвёртый
Фильм «Джонни Гитара» был создан специально для Джоан Кроуфорд, голливудской звезды, когда-то соперничавшей по популярности с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, а в середине 50-х искавшей подходящий для себя материал. Купив права на одноимённую повесть Роя Ченслера, она передала их кинокомпании «Republic Pictures», специализировавшейся на вестернах, с обязательным условием, что главную роль будет играть она.
Правда, первоначально себе в партнёрши она планировала не такую молодую актрису, как Мерседес МакКэмбридж, но судьба распорядилась иначе. Актрисы и так-то ненавидели друг друга, а здесь ещё и соперничество, прописанное по сюжету. А если учесть, что режиссёром фильма был Николас Рэй, у которого за несколько лет до съёмок был страстный роман с Джоан Кроуфорд, то картина и вовсе грозила перерасти в сведение личных счётов. Впрочем, чем это не сюжет для вестерна с беспощадной актёрской женской дуэлью под зорким мстящим взглядом брошенного режиссёра-любовника!
И этот внутренний сюжет в картине намного ощутимее внешнего, где пылая ревностью к хозяйке казино Вьенне, в которую влюблён Малыш Танцор, молодая богачка Эмма Смолл, купившая в городе всех и вся, обвиняет любовника соперницы в убийстве своего брата. Надо ли говорить, что тот его не совершал. За всеми этими разборками удивлённо наблюдает бывший возлюбленный Вьенны меткий и беспощадный стрелок Джонни Гитара Логан, променявший музыку стрельбы на гитарные трели.
Естественно, что весь этот кипящий котёл страстей в конце концов превратится в настоящий пожар со стрельбой и погонями. И вот здесь как раз внутреннему сюжету есть, где развернуться. Ненависть, раздражение, презрение, ярость и страсть — всё будет сыграно настолько неподдельно, что невольно начнёшь задумываться о том, что стоит за словами написанной роли. Кроуфорд и МакКэмбридж просто испепеляют друг друга взглядами, а слова злыми пулями прожигают их великолепные платья.
Нельзя сказать, что женский вестерн был к тому времени событием из ряда вон выходящим. Напротив, «Юнион Пасифик» Сесилля Блаунта де Милля (1940), «Дуэль на солнце» Кинга Видора (1948) и «Ранчо с дурной славой» Фрица Ланга (1952) уже проторили эту дорожку, и Кроуфорд не хотела отставать от модных трендов. Оособенно принимая во внимание то обстоятельство, что в последнем фильме блистала её соперница Марлен Дитрих. Однако «Джонни Гитара» не просто встроился в череду перечисленных картин, он одним из первых подверг ревизии традиционные для жанра ценности.
Именно по этой причине большинство зрителей и не приняли его, сочтя вольное обращение с каноном самого древнего жанра в истории американского кино недопустимым. Но создателям картины было всё равно. Они словно знали, что «Джонни Гитара» обязательно будет проходить по ведомству «непризнанного шедевра», который будут боготворить Франсуа Трюффо и Мартин Скорсезе. А Педро Альмодовар вообще снимет своих «Женщин на грани нервного срыва», оглядываясь на яркое и эмоциональное кино Николаса Рэя, продолжившего в этом фильме создавать свою галерею «бунтарей без причины». И Джонни Гитара Логан в неё вписывается идеально.
© Алексей Исаев, 4 июня 2020