Найти тему

Женская дуэль под гитарную трель

Джонни Гитара (1954, режиссёр Николас Рэй)

Летний кинотеатр. Фильм четвёртый

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм «Джонни Гитара» был создан специально для Джоан Кроуфорд, голливудской звезды, когда-то соперничавшей по популярности с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, а в середине 50-х искавшей подходящий для себя материал. Купив права на одноимённую повесть Роя Ченслера, она передала их кинокомпании «Republic Pictures», специализировавшейся на вестернах, с обязательным условием, что главную роль будет играть она.

Правда, первоначально себе в партнёрши она планировала не такую молодую актрису, как Мерседес МакКэмбридж, но судьба распорядилась иначе. Актрисы и так-то ненавидели друг друга, а здесь ещё и соперничество, прописанное по сюжету. А если учесть, что режиссёром фильма был Николас Рэй, у которого за несколько лет до съёмок был страстный роман с Джоан Кроуфорд, то картина и вовсе грозила перерасти в сведение личных счётов. Впрочем, чем это не сюжет для вестерна с беспощадной актёрской женской дуэлью под зорким мстящим взглядом брошенного режиссёра-любовника!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И этот внутренний сюжет в картине намного ощутимее внешнего, где пылая ревностью к хозяйке казино Вьенне, в которую влюблён Малыш Танцор, молодая богачка Эмма Смолл, купившая в городе всех и вся, обвиняет любовника соперницы в убийстве своего брата. Надо ли говорить, что тот его не совершал. За всеми этими разборками удивлённо наблюдает бывший возлюбленный Вьенны меткий и беспощадный стрелок Джонни Гитара Логан, променявший музыку стрельбы на гитарные трели.

Естественно, что весь этот кипящий котёл страстей в конце концов превратится в настоящий пожар со стрельбой и погонями. И вот здесь как раз внутреннему сюжету есть, где развернуться. Ненависть, раздражение, презрение, ярость и страсть — всё будет сыграно настолько неподдельно, что невольно начнёшь задумываться о том, что стоит за словами написанной роли. Кроуфорд и МакКэмбридж просто испепеляют друг друга взглядами, а слова злыми пулями прожигают их великолепные платья.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Нельзя сказать, что женский вестерн был к тому времени событием из ряда вон выходящим. Напротив, «Юнион Пасифик» Сесилля Блаунта де Милля (1940), «Дуэль на солнце» Кинга Видора (1948) и «Ранчо с дурной славой» Фрица Ланга (1952) уже проторили эту дорожку, и Кроуфорд не хотела отставать от модных трендов. Оособенно принимая во внимание то обстоятельство, что в последнем фильме блистала её соперница Марлен Дитрих. Однако «Джонни Гитара» не просто встроился в череду перечисленных картин, он одним из первых подверг ревизии традиционные для жанра ценности.

Именно по этой причине большинство зрителей и не приняли его, сочтя вольное обращение с каноном самого древнего жанра в истории американского кино недопустимым. Но создателям картины было всё равно. Они словно знали, что «Джонни Гитара» обязательно будет проходить по ведомству «непризнанного шедевра», который будут боготворить Франсуа Трюффо и Мартин Скорсезе. А Педро Альмодовар вообще снимет своих «Женщин на грани нервного срыва», оглядываясь на яркое и эмоциональное кино Николаса Рэя, продолжившего в этом фильме создавать свою галерею «бунтарей без причины». И Джонни Гитара Логан в неё вписывается идеально.

© Алексей Исаев, 4 июня 2020