В феврале 2020 года премьера этого балета состоялась в английском Royal Opera House, 25 числа видеозапись отправилась в кинотеатры, в интернет её выложили 29 мая, и ещё несколько дней мне потребовалось, чтобы собраться с силами и посмотреть печальную "Виолончелистку".
Одно из моих правил - смотреть произведение, не читая заранее, о чём оно, но тут с первых нот повеяло такой безнадёжностью, что объяснения были излишни: очевидно, перед нами трагедия. Композитор Филип Фини скомпилировал отрывки из произведений Эльгара, Бетховена, Форе, Мендельсона, Рахманинова, Пьятти и Шуберта, поэтому эмоциональное воздействие на публику было гарантировано изначально (хотя замечу, что сшивать части нужно всё-таки с умом, избегая длиннот).
В центре повествования, как обычно, героиня и герой. Она - английская виолончелистка Жаклин Дю Пре, чью блестящую карьеру в 28 лет прервал рассеянный склероз. Он - Виолончель и музыка вообще. Балет так же редко вспоминает о жанре биографии, как среднестатистический зритель - о рассеянном склерозе. Эта болезнь выглядит не столь эффектно, чтобы фонды собирали огромные суммы, и страдают от неё, чаще всего, молодые, цветущие люди, которых яжматери и пенсионеры заставляют уступать место в транспорте. Надеюсь, деятели искусства и впредь будут пробивать стену ненависти, которой многие отгораживаются от проблем молодых.
Хореография Кэти Марстон оставила впечатление двоякое. На стадии идей спектакль явно был хорош - есть много свежего в так называемом тексте, уместна повествовательность на грани реализма, главный герой Виолончель замечательно смотрится среди живой мебели. Но наряду с движущими сюжет понятными сценами есть выходы серых людей, назначение которых не становится яснее даже после прочтения синопсиса на сайте театра. Порой кажется, что это силы судьбы, порой очевидно, что это живые люди.
Па-де-труа выразительны и оригинальны, хотя сыроваты. Их спасает то, что перетекающие движения просто идут исполнителям: Лорен Катбертсон, Мэтью Болу и Марселино Самбе (ударение в его фамилии на второй слог).
О мягчайшем Самбе, английском премьере, рожденном в Лиссабоне, хотелось бы рассказать побольше, но нечего. Самый обычный парень. Раз в несколько лет выдаётся день, когда у него ничего не болит. До 2015 года ел всё подряд, а сегодня отказывается от выпечки, которую любит не меньше, чем Мария Антуанетта, по его собственным словам.