– Николай, знаете ли вы, что входите в так называемую «десятку» мировых знаменитостей с грузинскими корнями?
– Нет, не знаю.
– Думал у вас спросить, если вдруг вы знаете об этом, то кто входит туда еще. Но это даже не важно, а важно другое, вот вы для себя из грузин, которые занимались кинематографом или каким-либо другим искусством, кого бы вы могли выделить, кто для вас важен?
– Ну, во-первых, в балете два грузина – это Баланчин и Чабукиани. Это люди, которые действительно сделали революцию танца в мире.
Чабукиани – это первый человек, который затанцевал, и все мужчины, которые делают движения, это не Нуриев, не Барышников, это все придумал Чабукиани – это он. Мужской танец начался с него. Да, Нижинский сдвинул танец тем, что он отделился от балерины, а все трюки: содебаски, кабриоли и так далее – это все Чабукиани, это все его ноу-хау.
А потом, конечно, Баланчин, который сделал следующий шаг после Фокина в том, что он подвинул вектор балета. И после Баланчина только Форсайт. Пока на Форсайте остановился вектор и никого нет. За двадцатый век три имени, который сдвинули вектор балета: Фокин, Баланчин и Форсайт.
Конечно, если из режиссеров, то Тенгиз Абуладзе, человек, который и золотую «Пальмовую ветвь» имеет и так далее, гениальный режиссер. Мне очень приятно, что он дальний родственник мамы и его родная сестра, тетя Дали, была, кроме того что родственницей, но и одной из самых близких подруг мамы. Моя мама всегда говорила, что рано уйдет, и с детства «доверенность» на меня была у тети Дали. Если бы с мамой что-то случилось, когда я был маленький, то моим опекуном должна была стать тетя Дали – родная сестра Тенгиза. Мне просто очень приятно, я этих людей знаю с детства.
Конечно, фантастические люди и Данелия, и Гия Канчели. Из исполнителей – Нани Брегвадзе. Это вообще эпоха в исполнительском мастерстве. Мы были в Австралии и вдруг я увидел ее афишу, я был так потрясен, что Нани приезжает сюда. А когда я посмотрел театр, в котором она должна была выступать, я подумал: «Господи, неужели он заполнится?», а там был написано SOLD OUT. Это было приятно.
Недавно вышел фильм, который Парфенов снял, – «Русские грузины», и у него там очень интересная мысль, что три нации ассимилировались в русской культуре и в политической жизни, которые становились не только лидерами в искусстве, но и политическими лидерами и руководителями страны – это немцы, евреи и грузины. Три нации, которые по-настоящему становились русскими. Вот он снял «Русские евреи», вышла первая серия «Русские грузины», доделывает вторую и будет потом делать «Русские немцы».
Ну кто еще из грузин? Конечно, Товстоногов, как бы кто не относился, но и Сталин тоже был грузином и Берия. К этим людям по-разному можно относиться, но какие-то преобразования с их именами тоже связаны, хотя и много мерзостей и чудовищных вещей, но здесь должны говорить историки, а не я. Конечно, князь Багратион.
Из интервью Александру Виннику