Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Поэзия и смерть. Максим Лаврентьев.

#рецензияbibliojulia

Эротический роман моего литературного друга я здесь уже анонсировала. Теперь речь пойдет о другой книжке.

Начала я читать - по просьбе автора - не со стихов, а с его литературоведческой работы "Поэзия и смерть". И могу сказать, что это один из немногих трудов, которые читаются легко, что называется - на одном дыхании. Тема ли мне близка, слог ли особенно приятен, но я действительно получила от чтения необычайное удовольствие. Ведь так приятно узнавать что-то новое, при этом вспоминая давно знакомое.

Хорошо то, что автор подвигает читателя размышлять, вызывать эхо своих собственных ассоциаций, делать неожиданные для себя выводы или следовать за мыслью известного поэта( а в работе рассматриваются все эсхатологические "Памятники"  и предсмертная лирика  знаменитых русских поэтов) и наслаждаться совершенством строк, проникая в междустрочье, в метафизику стихотворного послания, или "свидетельства", как сам автор это называет.

-2

Всего этого так порой не хватает современному читателю! А если добавить хороший русский язык, безупречное владение материалом и лёгкую (правда, в случае Брюсова - убийственно точную) иронию, вы поймёте, почему я так настойчиво советую читать эту книгу.
Я специально не привожу здесь примеров, чтобы заинтриговать потенциального читателя, но от одной цитаты не удержусь.

"Cчитаю уместным высказать здесь же одно своё глубокое убеждение. Смерть не есть разрушение или полное уничтожение Я, а только его слияние с Абсолютом. Последнее особенно заметно в финальном художественном произведении, ибо всякий подлинный поэт умирает в своём тексте ещё до момента констатации физической смерти человека, носителя поэтической личности. Острое переживание на пороге смерти даёт поэту возможность настолько приблизиться к Абсолюту, что взгляд на себя перестаёт быть, как прежде, эгоцентричным, благодаря чему и достигается высшая, надличностная объективность."

Остаётся посетовать, что во время нашей севастопольской встречи мы с Максимом почти совсем не говорили на эту интереснейшую тему - поэзия и смерть. Лично меня этот вопрос тоже давно и сильно волновал, и те крупицы предсмертных посланий, которые я и сама находила в поэзии, Максим так бережно и аккуратно собрал вместе и показал, добавив и свои размышления на эту тему, и свои свидетельства от современных поэтов, что у меня возникло странное чувство, что эта вещь написана лично для меня.

Я тоже исхожу из того, что смерть - это не противоположность жизни, не последняя черта и небытие, это, скорее, новая жизнь, переход в Вечность. Именно поэтому по-эты (и здесь мне слышится отголосок маленькой поэмы Максима "Стена") находятся одновременно и по эту сторону бытия , и по ту. Они собирают в предсмертных стихах ощущения посмертной своей жизни и умирают...а точнее - не умирают в веках.