Война во Вьетнаме была в самом разгаре и поражение в ней было совсем не очевидным для американских политиков. Протестное движение против этой несправедливой и непонятной многим американцам войны нарастало. Требовался пропагандистский контрудар, объясняющий справедливость этой войны и представляющий привлекательный образ американского солдата. Главный ковбой Голливуда Джон Уэйн взялся за это нелегкое дело и снял блокбастер «Зеленые береты» (1968 г.).
Сценарий
Элитные части спецназа «Зеленые береты» были тогда на слуху, благодаря «Балладе о зеленых беретах» – синглу номер один Billboard за 1966 год, написанному и исполненному армейским спецназовцем Барри Сэдлером. Популярна была также книга «Зеленые береты» Робина – официальная история американского спецназа. Ее то и взял за основу Джон Уэйн, переделав документалистику в беллетристику.
Целью сценария стало Уэйна доказать, что вьетнамская война – моральный эквивалент второй мировой войны, квинтэссенция борьбы хороших парней против плохих. Первоначально сюжет строился на проникновении "зеленых беретов" на территорию врага, далеко за демилитаризованную зону в Северный Вьетнам и похищении важного северовьетнамского генерала – знакомый любому кинозрителю сюжет, который видел много фильмов о рейдах диверсантов второй мировой войны.
Министерство обороны США не поддержало проект Уэйна. Там отметили, что похищение не соответствует основной миссии "зеленых беретов" и в любом случае, сухопутные войска США проводят миссии исключительно в пределах Южного Вьетнама.
Уэйн создал новый сценарий, который теперь стал смесью военного фильма о диверсантах и вестерном – одним надежным средством для яркого изображения хороших парней и плохих парней. Рейд коммандос остался, но перед ним был вставлен большой кусок о защите удаленной базы «Додж-Сити» от нападения вьетнамцев.
Фильм как знамя антикоммунистов
Минобороны дало «добро». «Зеленые береты» получили щедрую помощь. Армия предоставила десятки вертолетов Huey, солдаты-гавайцы служили вьетнамскими статистами. Вьетнам заменила военная база Форт Беннинг, штат Джорджия.
Уэйн был и режиссером, и исполнителем главной роли. Вышедший в июне 1968 года, «Зеленые береты» были единственным блокбастером войне во Вьетнаме, появившимся в то время, когда конфликт еще шел полным ходом.
Первая сцена излагает идеологию фильма настолько резко, насколько это возможно. Полковник Кирби (Джон Уэйн) смотрит, как два сержанта-"зеленых берета" инструктируют собравшуюся группу либеральных журналистов. Один из них, Джордж Бекворт (Дэвид Янссен), говорит сержантам: «Есть много людей, которые считают, что это война между вьетнамцами. Пусть они сами с этим разбираются».
«Пусть они сами с этим разбираются?!»- эхом откликается один из сержантов, бросая на стол перед Беквортом несколько трофейных автоматов и называя страну советского блока, в которой они были изготовлены – СССР, Китай, Чехословакия и т. д. и провозглашая, что речь идет о борьбе против коммунистического господства.
В общем, по установке антикоммуниста и милитариста Джона Уэйна, вьетнамская война является борьбой между свободой и рабством, тем же самым чем была для американского зрителя война союзников против стран Оси, только теперь нацистов заменили коммунисты. К тому же, вьетконговцы были похожи подлых, коварных "япошек", знакомых по старым фильмам о второй мировой войне. Кстати, Уэйн на второй мировой войне не был в отличие от многих своих коллег по киноцеху.
Полный провал
Критики разгромили "Зеленые береты" в пух и прах. И вовсе не из-за идеологических установок. Просто это был ужасный фильм, наивный и однобокий, с ходульными штампованными персонажами. К тому же Уэйн так затянул сцену со штурмом базы, что потом рейд «беретов» за линию фронта получился скомканным, фальшивым и разочаровывающим. Но Пентагон в целом был удовлетворен – армейский спецназ выглядел неплохо и без нарушений устава. Настоящее кино о вьетнамской войне появиться позже.